Мир вполне справляется с утечкой российской нефти из Европы в Азию, и это сильно бьет по Кремлю

Почти полный запрет на импорт российской нефти в Европейский союз наконец ударил по доходам России от продажи нефти. Опасения, что это даст Кремлю непредвиденную прибыль для финансирования его войны в Украине, развеяны — пока.

Администрация США опасалась, что санкции ЕС в отношении российской морской нефти, вступившие в силу в понедельник, приведут к резкому росту цен. Особое беспокойство вызывал запрет на предоставление судов и услуг вроде страхования и финансирования для российских грузов, перемещающихся в любую точку мира. 

Чтобы смягчить последствия, США предложили ограничить цены на российский экспорт. Грузы, приобретаемые по цене ниже предельной, которая в конечном итоге будет установлена ​​на уровне 60 долларов за баррель, будут освобождены от запрета на доставку и услуги.

Но, похоже, им не о чем было беспокоиться — по крайней мере, пока.

Последние  российские бочки отгружены в порты Европы. Москва потеряла рынок сбыта более чем на 1,5 млн баррелей в день. Похоже, что к концу года он потеряет продажи еще на 500 000 баррелей в день, если Польша и Германия выполнят свои обязательства по прекращению импорта по трубопроводу.

Тем не менее, цены на нефть не только не взлетели, но и упали. К пятнице, пятому дню запрета на импорт, эталонная нефть марки Brent торговалась ниже 77 долларов за баррель и ненадолго опустилась ниже 76 долларов. Это более чем на 14% ниже максимумов, достигнутых в понедельник после вступления в силу санкций.

Цены России на поставки сырой нефти, упали еще больше. Его ключевой экспортный сорт Urals переходил из рук в руки по цене немногим более 40 долларов за баррель в балтийских портах страны, которые остаются крупнейшим рынком сбыта ее нефти. Это примерно уровень, определяемый как безубыточная себестоимость добычи, и значительно ниже предела цены в 60 долларов за баррель, введенного одновременно с запретом на импорт в ЕС.

Сохраняющееся значение балтийских портов для России даже после того, как она потеряла свой европейский рынок, показывает неспособность страны перенаправить потоки нефти. Единственный трубопровод в Китай и российский экспортный терминал на тихоокеанском побережье в Козьмино уже заполнен, и единственный способ доставить нефть на последние оставшиеся рынки России в Китае, Индии и Турции — совершать дальние рейсы вокруг Европы и через Суэцкий канал.

Санкции ЕС не создали нехватки сырой нефти, а создали локальные излишки на этих рынках.

Огромный объем российской нефти конкурирует с потоками от традиционных поставщиков на Ближнем Востоке, и продавцы вынуждены делать большие скидки, чтобы компенсировать высокую стоимость более дальних поездок, необходимых для доставки грузов из Балтийского моря.

Между тем Европа не борется за сырую нефть. Российское вторжение в Украину, которое спровоцировало инфляцию, в том числе на продукты питания и энергоносители, подорвало европейскую экономику до такой степени, что, как я уже говорил в начале ноября, мир легко может справиться с потерей российских баррелей, по крайней мере, на данный момент.

Это может измениться в ближайшие месяцы. Китай ослабляет свои ограничения Covid , что в конечном итоге может вызвать рост спроса на топливо, который был ограничен ограничениями на поездки и замедлением экономической активности.

Также грядет потенциально более драматичный запрет ЕС на импорт российских продуктов нефтепереработки, таких как дизельное топливо. Это может перевернуть рынки нефти, которым уже не хватает транспортного топлива.

Кремль уже столкнулся с серьезным ударом по своим доходам от экспортной пошлины на сырую нефть в следующем месяце. Судя по ценам на нефть с середины прошлого месяца, российская пошлина за баррель вполне может упасть в январе до самого низкого уровня с тех пор, как пандемия Covid-19 привела к сокращению доходов в начале 2020 года.

Тем временем президент России Владимир Путин угрожает сократить  добычу нефти в ответ на ограничение цен на его нефть. Он может обнаружить, что нефтяная промышленность принимает решение за него, если она не может выгодно продавать свою нефть. 

Кремль уже столкнулся с серьезным ударом по своим доходам от экспортной пошлины на сырую нефть в следующем месяце. Судя по ценам на нефть с середины прошлого месяца, российская пошлина за баррель вполне может упасть в январе до самого низкого уровня с тех пор, как пандемия Covid-19 привела к сокращению доходов в начале 2020 года.

На данный момент мир вполне справляется с перенаправлением российской нефти из Европы в Азию, и дополнительные расходы, как надеются в западных столицах, ложатся на Кремль.

Джулиан Ли, bloomberg.com