Все больше слабеющая экономика толкает Анкару к улучшению отношений с другими странами

По мнению аналитиков, которые дали интервью The Media Line, на предстоящих выборах в Турции в 2023 году президенту Реджепу Тайипу Эрдогану предстоит столкнуться с самой сложной задачей. Для того, чтобы в очередной раз остаться у власти, обстоятельства подталкивают его к менее конфронтационному внешнеполитическому курсу.

Эрдоган, который в течение многих лет поддерживал суннитских повстанцев, когда казалось, что режим Асада, в котором доминируют шииты, может пасть, намекнул на серьезный сдвиг в политике на прошлой неделе, когда он сказал, что открыт для дипломатии с Дамаском на фоне усилий Анкары по укреплению отношений как с соперниками, так и с с союзниками, которые были недовольны его прошлыми ухаживаниями за повстанческими силами в Сирии. 

Президент Турции заявил журналистам, что его стране необходимо «обеспечить дальнейшие (позитивные) шаги с Сирией». По его словам, Анкара не стремится к поражению сирийского президента Башара Асада.

Ранее на этой неделе министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция уважает территориальную целостность Сирии и хочет, чтобы оппозиция примирилась с режимом. 

«Мы говорим, что это примирение необходимо для прочного мира и стабильности в Сирии», — сказал он.

Омер Озкизилчик, аналитик по внешней политике и безопасности из Анкары, сказал The Media Line, что считает заявления Эрдогана пустой риторикой.

По его словам, восстановление связей между Асадом и Эрдоганом не имеет политического смысла ни для одного из лидеров.

По мнению Озкизилчика, для восстановления отношений Эрдогану необходимо заставить оппозиционные силы, поддерживаемые Турцией, сложить оружие, что приведет к бегству в Турцию еще миллионов беженцев.

В то же время Эрдоган хочет, чтобы 3,7 миллиона сирийских беженцев, уже находящихся в Турции, вернулись обратно, из-за растущего недовольства турецких граждан его политикой, которое начала оказывать на него серьезное давление в преддверии президентских и парламентских выборов 2023 года.

«Режим Асада знает, что если эти люди вернутся в Сирию, то в течение года будут новые волнения, — сказал Озкизилчик. — Это стало бы экзистенциальной угрозой для режима Асада».

Комментарии Эрдогана призваны успокоить президента России Владимира Путина, который поддерживает Асада и хочет, чтобы оба лидера сотрудничали, утверждает он.

В последние месяцы Эрдоган заявлял, что его страна начнет новое наступление в Сирии для борьбы с курдскими боевиками в районах, где Россия имеет сильное присутствие, но для этого потребуется разрешение Москвы.

Озкизилчик сказал, что Эрдоган может вскоре вернуться к Путину с более сильной позиции, заявив, что сотрудничество с Асадом провалилось по вине Дамаска и что турецкие военные должны войти в Сирию.

Повышение вероятности сотрудничества с режимом Асада также может помочь Эрдогану бороться с растущей популярностью лидеров оппозиции в самой Турции, некоторые из которых опережают его в опросах.

Во многом это связано с их обещаниями отправить сирийских беженцев домой.

В условиях экономического кризиса в Турции, когда цены на продукты питания и жилье резко выросли, официальный уровень инфляции приближается к 80%, а реальный уровень намного выше, некоторые граждане направили свой гнев на беженцев, которых обвиняют в том, что они устраиваются на низкооплачиваемую работу и занижают стоимость рабочей силы.

Основная оппозиционная партия, кемалистская Народно-республиканская партия (НРП), с 2018 года заявляла, что готова вступить в дипломатические переговоры с сирийским режимом.

Считается, что лидер партии Кемаль Кылычдароглу, скорее всего, возглавит коалицию оппозиционных партий, которая, согласно опросам, победит коалицию Эрдогана, которая в настоящее время имеет парламентское большинство.

Парламентские и президентские выборы должны состояться в июне 2023 года. В пятницу министр юстиции Бекир Боздаг заявил, что президентские выборы не будут проводиться досрочно и состоятся 18 июня. Ожидается, что в то же время пройдут и парламентские выборы.

Райан Бол, аналитик по Ближнему Востоку и Северной Африке из сети RANE Network, согласился с тем, что предстоящие выборы вынуждают президента Турции избегать разногласий с другими странами.

«На данный момент Эрдоган не хочет конфронтации Турции с соседями, если только это не является абсолютно необходимым, потому что ему ясно, что внутри страны, в преддверии новых выборов, это больше не дает необходимой ему политической прибыли», – сказал Бол The Media Line.

Президент Турции пытается разморозить отношения с другими странами, чтобы привлечь иностранные инвестиции и поддержать потрепанную его правлением экономику страны.

Одной из таких стран является Египет, с которым у Эрдогана были идеологические разногласия в течение многих лет.

В то время как египетское правительство объявило исламистское движение «Братья-мусульмане» вне закона, Эрдоган поддерживал эту группу, и тысячи ее членов бежали в Турцию.

Однако в прошлом году базирующийся в Стамбуле египетский оппозиционный телеканал, имеющий связи с «Братьями-мусульманами», заявил, что турецкие официальные лица просили его уменьшить критику египетского правительства.

«Эрдоган признает, что «Братья-мусульмане» также больше не являются жизнеспособным идеологическим проектом в регионе, что может способствовать укреплению связей Египта с Турцией», — сказал Бол.

На прошлой неделе Эрдоган заявил, что хочет, чтобы отношения с Каиром достигли «самого высокого уровня», превосходящие рамки министерских контактов.

Озкизилчик сказал, что интерес Эрдогана к потеплению отношений с Египтом и Израилем согласуются с его опасениями по поводу переизбрания, также на него повлиял меняющийся геополитический ландшафт, в котором США менее активны на Ближнем Востоке, что побуждает страны стремиться к снижению напряженности самостоятельно и находить пути сотрудничать друг с другом.

Если отношения с Египтом нормализуются, это может принести пользу и связям Турции с другими странами, сказал Озкизилчик.

«Если это произойдет, то следующим шагом Турции будут переговоры с Израилем и… [об] энергетическом сотрудничестве в восточном Средиземноморье», — сказал он.

Израиль и Египет сотрудничают на Восточно-Средиземноморском газовом форуме вместе с турецкими соперниками Грецией, Кипром и другими странами, в то время как Анкара оказалась оттесненной в сторону.

Эрдоган, в свою очередь, активно стремился взять под свой контроль природный газ, недавно обнаруженный недалеко от Кипра.

Аналитики считают, что Турция будет открыта для сотрудничества в области энергетики, а газовый форум привел к тому, что Эрдоган почувствовал себя загнанным в дальний угол этого региона.

Турецкие официальные лица, в течение нескольких месяцев, неоднократно выражали заинтересованность в сотрудничестве с Израилем в области энергетики. Они говорят, что обе страны полностью восстанавливают дипломатические отношения, включая возврат послов, после разногласий в 2018 году.

«В конце концов, Эрдоган ищет возможности для новой политической удачи, которой уже больше не способствует конфронтация за границей», — сказал Бол.

КРИСТИНА ЙОВАНОВСКАЯ, jpost.com