Все последние дни я изучал результаты и последствия запуска Starship Super Heavy, и в новом треде поделюсь всей информацией, которую удалось найти. Если коротко, то этот запуск можно охарактеризовать как успешный провал, но самое главное — могло быть намного хуже, прям намного

Ниже я покажу таймлайн основных событий, ключевые успехи и провалы, и постараюсь объяснить, что всё-таки произошло. Спойлер: будущее программы не под угрозой, но впереди оооочень много работы. Удивительно и то, что этот запуск был максимально близок к страшной катастрофе.

Зажигание 33 двигателей примерно на ~50% мощности, на этом этапе ракета откреплена от стартового стола, но тяги не хватает, чтобы взлететь. Это сделано специально, чтобы проверить работоспособность всех двигателей и не повредить 20 зажимам ракеты.

Судя по всему, поверхность под стартовым столом уже начала раскалываться и первые осколки полетели по площадке, в том числе в топливохранилище. Для понимания, под столом залит толстый слой самого огнеупорно бетона Fondag, который до этого пережил прожиг 33 двигателей.

T+00:00:05

Super Heavy выходит на мощность ~80% и начинает медленный отрыв от стола. На гифке видно, как гигантский куски бетона летят рядом с ракетой, в этот момент к океану на скорости 500 км/ч летят другие куски стартового стола. Suboptimal так сказать.

Может показаться, что ракета отрывается очень медленно, но это из-за сниженной тяги, чтобы ещё сильнее не развалить весь стартовый комплекс, буквально весь, да. Судя по всему на этом этапе от попавших осколков уже вышло из строя 3 двигателя.

Я позже расскажу, насколько близко этот момент был к самому мощному неядерному взрыву в истории. Но ракета успешно поднимается на 30 движках и как может показаться, в этот момент она отклонилась от курса и ушла в сторону. Но судя по всему, так и задумано.

Напоминаю, что под Super Heavy почти 100 метровый столп пламени, и (уже) 30 двигателей на неполной тяге генерируют около 60 МН силы. Важная задача — не добить стартовый стол окончательно, поэтому ракета и отклоняется от него как можно дальше почти сразу после запуска.

Starship поднялся выше башни, по сути ракета технически теперь в полёте. Инфографика показала, что уже вышло из строя 3 двигателя (но возможно ещё больше). Учитывая, что это был первый отрыв для ракеты, то это уже достижение.

Ниже расскажу про систему запуска.

На высоте 1 км взрывается первый блок управления гидравлической системой (HPU). По сути ракета лишается системы вектора тяги для центральных 13 двигателей. А это основной орган управления. Точные причины отказа HPU неизвестны, но скорее всего из-за давления.

Важный момент — SpaceX никогда не тестировала вектор тяги одновременно для всех 13 двигателей во время прожигов. Только по отдельности, либо на тестовых стендах. Но от гидравлической системы отказались в пользу электрической, во многом из-за экономии веса.

Забавно, что этот блок HPU достался ракете аж от Starship SN15. Это тот самый прототип, который впервые совершил мягкую посадку и не взорвался, и уже несколько лет стоит заслуженно на стенде. Их до этого не раз ремонтировали, а они очень большие и тяжёлые

На следующем ускорителе B9 уже стоит электрическая система вектора тяги. Так что про проблему знали давно, но видимо переделывать B7 настолько радикально было поздно. Так что потенциально от этой точки отсчета ртказались, но посмотрим, как она поведёт себя в следующий раз.

T+00:00:32

На этом этапе, блок двигателей уже буквально начал разваливаться. А без вектора тяги контролировать ракету можно только меняя мощность на разных двигателях. Это не самый лучший и оптимальный способ, когда отвалилось уже 4-5 двигателей, а тяги итак не хватает.

На высоте 2 км отключается ещё один двигатель внешнего контура. У Raptor Boost нет собственной системы запуска, потому что вся необходимая для этого инфраструктура находится внутри стартового стола для экономии массы. Поэтому перезапустить их нельзя.

На высоте 5 км Super Heavy лишился минимум 6 двигателей, и ещё один центральный скоро начнёт отказывать. У части движков отвалилось сопло. Из-за низкой тяги ракета сильно отклоняется от графика и зона Max Q будет пройдена сильно позже.

Уже на 6 км защитная юбка из стали вокруг 20 движков буквально начинает разваливаться. Ещё один центральный двигатель тоже всё. При этом полёт сопровождается периодическими выбросами от «хромающих» двигателей.

Прохождение зоны максимального аэродинамического давления. Не работает 8 двигателей. Ракета, пусть и с задержкой и на более низкой скорости, официально прошла самую важную и жёсткую часть полёта. Всё что после этого уже приятный бонус.