Это обновленная информация о защите свободы слова, ассоциации и мирных собраний в Кыргызстане с ноября 2022 года по апрель 2023 года. Она была подготовлена Международным партнерством за права человека (МППЧ) и Фондом «Правовое процветание» (ФПФ) в рамках их сотрудничество с CIVICUS Monitor

В течение отчетного периода правительство продолжало попытки затянуть гайки в отношении свободы слова и гражданской активности, о чем свидетельствует ряд событий, которые серьезно угрожали свободе выражения мнений, объединений и мирных собраний.

Ограничительный законопроект о СМИ, инициированный администрацией президента осенью 2022 года, оставался на рассмотрении. В ответ на широкую критику законопроекта администрация президента согласилась доработать его вместе с независимыми медиа-экспертами. Однако чиновники не учли ключевые экспертные рекомендации, в результате чего принципиальные недостатки сохранились в нескольких доработанных редакциях законопроекта, выдвинутых администрацией президента в первые месяцы 2023 года. Критики опасаются, что законопроект, в случае принятия в предлагаемом формате приведет к чрезмерному государственному контролю над деятельностью СМИ и может быть использован для подавления неудобных СМИ.

Сохранялись опасения по поводу злоупотребления правительством неоднозначного закона о защите от «ложной» информации для подавления независимых новостных сообщений. В частности, сайт кыргызской службы Радио «Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС) «Радио Азаттык» был заблокирован в соответствии с этим законом на протяжении всего отчетного периода из-за видеорепортажа, в котором излагались официальные взгляды обеих стран на сентябрьские боевые действия 2022 года на кыргызско-таджикской границе. Кроме того, правительство обратилось в суд с просьбой закрыть СМИ из-за того же видеорепортажа, который, по его утверждению, содержал пропаганду войны и разжигание ненависти, хотя Радио Свобода настаивало на том, что это соответствовало его стандартам сбалансированного освещения. Постановлением, вынесенным в конце апреля 2023 года, местный суд удовлетворил просьбу правительства об отзыве лицензии у «Радио Азаттык», тем самым нанес серьезный удар по свободе СМИ в стране. СМИ сообщили, что обжалуют это решение.

Еще одной тенденцией, вызывающей озабоченность, было несколько случаев, когда контролируемые государством СМИ подали иски о диффамации против независимых СМИ, в которых содержались чрезмерные требования о возмещении морального вреда.

Громкое уголовное дело против около 30 активистов гражданского общества, журналистов, блоггеров, правозащитников и других критиков соглашения о границе с Узбекистаном, согласованного правительством, продолжается. Арестованным по этому делу в октябре 2022 года были предъявлены обвинения в подготовке массовых беспорядков, хотя известно лишь, что они мирно выступили против проекта пограничного соглашения по стратегически важному Кемпир-Абадскому водохранилищу. Срок предварительного заключения большинству из них неоднократно продлевался по решению суда, несмотря на явное отсутствие ощутимого прогресса в следствии и отсутствие веских оснований для содержания их за решеткой. В первые несколько месяцев 2023 года несколько фигурантов дела, в том числе несколько женщин-активисток, тем не менее были переведены под домашний арест из-за серьезных проблем со здоровьем, возникших в заключении.

В ходе беспрецедентного развития фиктивного уголовного дела, возбужденного против него, в ноябре 2022 года из Кыргызстана был депортирован журналист-разоблачитель коррупции Болот Темиров, а несколько блогеров предстали перед судом из-за публикаций в социальных сетях по вопросам, чувствительным для властей.

Законопроект, инициированный администрацией президента в ноябре 2022 года, предлагал ввести чрезмерный государственный контроль и ограничения деятельности НКО. После резкой критики законопроекта со стороны как представителей гражданского общества, так и международных экспертов, была создана правительственная рабочая группа с участием представителей НПО для его доработки к июню 2023 года. Серия внеплановых проверок правозащитных НПО, проведенных государственной налоговой службой вскоре после внесения законопроекта об НПО усилились опасения по поводу усиливающегося вмешательства государства в деятельность НПО. В рамках отдельной инициативы член парламента выдвинул репрессивный и стигматизирующий законопроект, касающийся, в частности, НПО, финансируемых из-за рубежа. Этот законопроект, который по сути представлял собой переработанную, адаптированную версию более раннего законопроекта, отклоненного парламентом в 2016 году, также подвергся серьезной критике со стороны как ОГО, так и международных экспертов.

Положительным событием стало то, что Верховный суд, наконец, оправдал лидера НПО и правозащитника Камиля Рузиева по уголовному обвинению, возбужденному явно в отместку за его усилия по привлечению к ответственности за незаконные действия представителей служб безопасности. Это решение было вынесено в январе 2023 года после затяжной судебной борьбы со стороны защитника.

За отчетный период неоднократно продлевался санкционированный судом запрет на проведение мирных собраний у посольства России, у зданий президента и парламента, а также в других центральных районах столицы Бишкек. Правоохранительные органы неоднократно использовали этот запрет, введенный в нарушение национальных и международных стандартов, защищающих право на свободу собраний, для оправдания задержаний мирных демонстрантов. Например, в январе 2023 г. полиция задержала около 30 человек, собравшихся на мирный марш с призывом освободить лиц, находящихся в предварительном заключении по Кемпир-Абадскому делу. Впоследствии несколько задержанных были оштрафованы. В другом случае, в ноябре 2022 года, полиция задержала ветерана-правозащитника Азизу Абдирасулову, которая наблюдала за небольшим мирным протестом против заключенного правительством соглашения по Кемпир-Абаду. Накануне начальник местной полиции предупредил ее, чтобы она «меньше писала» в социальных сетях, где она откровенно высказалась по этому и другим вопросам. Она была оштрафована, но ее приговор был отменен по апелляции.

Новый законопроект, инициированный в феврале 2023 года, может привести к цензуре кинопоказов. Согласно предложенным положениям, любые кинопоказы, в том числе на кинофестивалях и других некоммерческих мероприятиях, требуют предварительного одобрения со стороны государства. Уже в ноябре 2022 года на ежегодном фестивале фильмов о правах человека, организованном Правозащитным движением «Бир Дуйно» в Бишкеке, была предпринята попытка цензуры, при этом два фильма были произвольно запрещены к показу. В конечном итоге решение было отменено, но этот случай продемонстрировал угрозы, исходящие от нового законопроекта.

Еще одним событием, которое иллюстрирует сужение пространства для выражения критических взглядов в Кыргызстане, стала критика омбудсмена Атыр Абдрахматовой в апреле 2023 года. Эта инициатива, по-видимому, была вызвана ее активным и независимым подходом во время пребывания в должности, а также критикой в ее адрес. После того, как она представила свой годовой отчет о ситуации с правами человека в Кыргызстане, где она свободно высказалась относительно действий властей, группа провластных депутатов предложила досрочно отправить ее в отставку . В начале мая большинство депутатов проголосовало за увольнение Абдрахматовой.

Из-за ухудшения в последнее время ситуации с демократическим управлением, правами человека и верховенством закона в Кыргызстане ухудшился рейтинг страны по международным индексам, измеряющим уровень защищенности в этих сферах. Например, в ежегодном обзоре «Свобода в мире», опубликованном Freedom House в марте 2023 года, Кыргызстан второй год подряд был оценен как «несвободный», в отличие от предыдущих лет, когда он оценивался как «частично свободный». Кыргызстан получил 27 баллов по шкале от 0 до 100, где 0 — самый низкий, а 100 — самый высокий уровень свободы. В опубликованном организацией «Репортеры без границ» Всемирном индексе свободы прессы за 2023 год Кыргызстан опустился до нового минимума, заняв 122-е место из 180 по сравнению с 72-м местом в 2022 году.

ВЛОЖЕНИЕ
Проект закона о СМИ подвергся критике

Как сообщалось ранее, в сентябре 2022 года на общественное обсуждение был вынесен новый законопроект о СМИ, разработанный администрацией президента. Медиаэксперты, юристы и правозащитники подвергли законопроект серьезной критике за введение чрезмерных ограничений свободы слова и СМИ. Среди прочего, критики выразили обеспокоенность положениями, касающимися ужесточения новых требований к регистрации и перерегистрации СМИ; определение и регулирование веб-сайтов в качестве медиа-ресурсов; нечетко сформулированные обязательства для СМИ; существенно расширены основания для применения санкций к СМИ, включая закрытие СМИ.

После широкой критики администрация президента согласилась доработать законопроект о СМИ вместе с независимыми экспертами. В декабре 2022 года с этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли сотрудники администрации президента и Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики («Министерство культуры»), а также 15 представителей СМИ. Срок доработки законопроекта изначально должен был истечь в марте 2023 года, но позже был продлен до середины мая 2023 года.

За отчетный период администрация президента представила рабочей группе несколько доработанных редакций законопроекта о СМИ. Однако каждая новая редакция не отражала должным образом рекомендации представителей СМИ и тем самым не устраняла основные недостатки первоначального законопроекта. По мнению медиаэкспертов и юристов, администрация президента не вела реального диалога по законопроекту, а формально подходила к озвученным представителями СМИ предложениям и искусственно затягивала процесс рассмотрения законопроекта в рабочих группах.

Блокировка новостных сайтов и закрытие СМИ

Серьезные опасения по-прежнему вызывает спорный закон о защите от «ложной» информации, который был принят летом 2021 года. В соответствии с законом и правилами его реализации, утвержденными правительством весной 2022 года, любой, кто считает, что онлайн-публикация содержит «неверную» или «ложную» информацию может подать жалобу в Министерство культуры. На основании таких жалоб Министерство культуры может распорядиться об удалении соответствующего контента и, если разместивший его веб-сайт не сделает этого, приостановить работу всего веб-сайта на срок до двух месяцев. Решения суда для таких приказов не требуется.

Как сообщалось в предыдущем обновлении, в период с июня по октябрь 2022 года правительство использовало закон, чтобы инициировать блокировку нескольких независимых новостных сайтов, в том числе газеты ResPublika, новостного сайта 24.kg и кыргызской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода ( RFE/RL), Радио Азаттык из-за опубликованных ими материалов, якобы содержащих «ложную» информацию.

В течение отчетного периода дело против «Радио Азаттык» продолжалось. Министерство культуры сначала приказало приостановить работу сайта службы на два месяца в октябре 2022 года из-за размещенного им видеорепортажа о боевых действиях в сентябре 2022 года на кыргызско-таджикской границе, в котором якобы содержались «неподтвержденные» утверждения о роли Кыргызстана в боевых действиях и содержал «элементы языка ненависти». В видеорепортаже, подготовленном русскоязычной сетью «Настоящее время», управляемой Радио Свободная Европа/Радио Свобода в сотрудничестве с «Голосом Америки», представлены официальные взгляды властей обеих стран на боевые действия. Когда в декабре 2022 года истек первоначальный период блокировки сайта «Радио Азаттык», Министерство культуры продлило его на неопределенный срок, пока служба не удалит рассматриваемый репортаж со своего сайта.

«Радио Азаттык» отвергло обвинения, выдвинутые против него из-за видео о боевых действиях на границе, заявив, что видео соответствует его стандартам сбалансированного освещения, и отказалось удалить его. Попытки службы юридически оспорить решение Минкульта о блокировке сайта не увенчались успехом. 7 марта 2023 года местный суд в Бишкеке отклонил жалобу службы на это решение, хотя официальные лица признали, что в Министерство культуры не поступало ни официальной жалобы на видео, размещенное службой, ни каких-либо экспертных заключений относительно разжигания ненависти в нем. Складывается впечатление, что решение о блокировке сайта было принято исключительно на основе негативных комментариев в социальных сетях.

Еще до рассмотрения жалобы «Радио Азаттык» на решение о блокировке сайта, в январе 2023 года, Министерство культуры обратилось в местный суд с ходатайством о закрытии службы на основании того, что она не удалила видеорепортаж о приграничных боевые действиях. Министерство утверждало, что видеорепортаж якобы содержал элементы «военной пропаганды» и «языка вражды» в нарушение статьи 23 Закона о средствах массовой информации, которая запрещает такие выражения. Впоследствии рассмотрения ходатайства решение было отложено до проведения судебной лингвистической экспертизы видеозаписи.

Когда уполномоченный эксперт представил свои выводы в конце апреля 2023 года, она не дала какой-либо окончательной оценки, заявив, что у нее нет необходимого опыта, чтобы определить, содержит ли видеоотчет пропаганду войны или разжигание межэтнической ненависти.

Несмотря на то, что эксперт не сделал каких-либо выводов, решением от 27 апреля 2023 года местный суд удовлетворил ходатайство Министерства культуры об отзыве лицензии у «Радио Азаттык» и прекращении его деятельности в качестве СМИ. Президент и главный исполнительный директор РСЕ/РС Джейми Флай назвал решение суда «возмутительным», а СМИ и правозащитные организации подвергли его серьезной критике. Например, в совместном заявлении более 25 местных СМИ их представители заявили, что решение «не выдерживает критики», отметив, что «Радио Азаттык» привлекается к ответственности просто за освещение официальной позиции государственных органов двух соседних стран и не нарушило конституцию Кыргызстана, национальное законодательство и международные обязательства в отношении свободы выражения мнений и доступа к информации. Подписанты призвали власти положить конец «беспрецедентному давлению» на «Радио Азаттык», подчеркнув, что служба уже более 30 лет является крупным СМИ в Кыргызстане. В своем заявлении МППЧ заявило, что решение о закрытии «Радио Азаттык» «нанесло серьезный удар по свободе СМИ» в Кыргызстане и «должно быть отменено». Ранее МППЧ вместе с Норвежским Хельсинкским комитетом и более чем 20 другими членами Платформы гражданской солидарности призвали положить конец нападениям на радио «Азаттык».

Радио «Азаттык» сообщило, что обжалует это решение, поэтому окончательное решение по этому делу еще не вынесено.

В другом случае, вскоре после того, как сайт Радио Азаттык был впервые заблокирован в октябре 2022 года, банковские счета службы были заморожены на основании решения Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) о включении службы в список лиц и организаций, обвиняемых в отмывании денег. В результате служба не имела доступа к своим банковским счетам в течение двух месяцев, пока не была исключена из рассматриваемого списка. Жалоба, поданная Радио Азаттык на замораживание его банковских счетов, была отклонена местным судом в декабре 2022 года, и это решение было оставлено в силе после апелляции. Позже, в марте 2023 года, отдельный иск Радио Азаттык к ГКНБ из-за включения сервиса в список по отмыванию денег был отклонен другим местным судом на том основании, что к тому времени сервис уже не фигурировал в списке.

В течение периода, охватываемого этим обновлением, также была попытка заблокировать доступ к независимому новостному сайту Kloop. 1 февраля 2023 года Министерство культуры потребовало от Kloop удалить с его сайта статью, которая якобы содержала «ложную» информацию, предупредив издание, что в противном случае его сайт будет заблокирован. Запрос был сделан на основании жалобы, поданной Государственным агентством социального развития и инвестиций на статью о расходах на социальное жилье, в которой упоминалось это учреждение. Kloop отказался удалить статью, заявив, что редакция издания отвечает за принятие решения о том, какой контент публиковать на ее сайте. Kloop также отметил, что согласился изменить название рассматриваемой статьи, когда государственное агентство связалось с ним напрямую, чтобы выразить свои опасения, прежде чем обратиться в Министерство культуры. Государственное агентство отозвало свою жалобу 2 февраля 2023 года, в результате чего дело против Kloop было прекращено.

Были также случаи, когда Министерство культуры отклоняло поступающие жалобы на новостные сайты. Например, Министерство отклонило две полученные жалобы на статьи, опубликованные независимым сайтом «ПолитКлиника», которые заявители назвали «ложными». В одном из сюжетов местный судья упоминался в образе, который она сочла клеветническим при освещении спорного дела о передаче права собственности на землю, а второй касался иска, сделанного в репортаже государственного телеканала ЭлТР о развитии энергетического сектора. Министерство мотивировало отклонение этих жалоб тем, что информация, использованная в первом материале, была получена от государственных органов, а информация, использованная во втором, — из «открытых, надежных источников». Эти случаи демонстрируют свободу действий Министерства культуры при рассмотрении жалоб, полученных в соответствии с законом о защите от «ложной» информации.

Представители СМИ и гражданского общества потребовали отмены закона о защите от «ложной» информации, подчеркнув, что последние события подтвердили, что он представляет собой инструмент цензуры, о чем предупреждали критики при его принятии. После проверки соблюдения Кыргызстаном Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) в октябре 2022 года Комитет ООН по правам человека призвал власти пересмотреть этот закон и обеспечить эффективные гарантии против его неправомерного использования. В ходе Диалога по правам человека с правительством Кыргызстана в сентябре 2022 года ЕС также выразил обеспокоенность по поводу применения закона о «ложной» информации.

В октябре 2022 года несколько депутатов предложили поправки в закон о «ложной» информации. Среди прочего, они предложили, чтобы те, кто требует удаления якобы недостоверной информации, должны были обосновать свои запросы и предоставить подтверждающие доказательства, а также приостановить выполнение решений, вынесенных Министерством культуры, на время рассмотрения апелляций на эти решения. После публичного обсуждения предложенных поправок они были официально представлены на рассмотрение парламента в феврале 2023 года. По состоянию на конец апреля 2023 года поправки ожидали комментариев Кабинета министров, прежде чем их рассмотрение будет продолжено на уровне комитетов в парламенте.

В ноябре 2022 года Конституционный суд принял к рассмотрению ходатайство о несоответствии Конституции части норм имплементации закона о защите от «ложной» информации. На момент написания этой статьи решение по этому ходатайству еще не вынесено.

Иски о диффамации против независимых СМИ

В течение отчетного периода было несколько случаев, когда подконтрольные государству СМИ предъявляли иски независимым СМИ за клевету, требуя чрезмерно крупных сумм в качестве компенсации предполагаемого морального вреда. Как отметили представители независимой сети «Платформа действий СМИ Кыргызстана», характер исков, поданных по этим делам, указывал на то, что за ними стояли государственные чиновники и что эта стратегия использовалась для оказания давления на СМИ и удушения свободы слова.

4 февраля 2023 года ПолитКлиника опубликовала сюжет о репортаже государственного телеканала ЭлТР о развитии энергетического сектора. Сюжет показал, что в репортаже государственного телевидения ошибочно утверждалось, что в период президентства Садыра Жапарова никаких государственных кредитов на эти цели не привлекалось. В ответ ЭлТР подала иск о диффамации против «Политклиники», требуя, чтобы издание и его журналист были обязаны выплатить в общей сложности 10 миллионов сомов (около 100 000 евро) в качестве компенсации предполагаемого морального вреда. Местный суд отклонил иск по техническим причинам, так как истец не уплатил соответствующую государственную пошлину. Затем ЭлТР подала новый иск против СМИ в другой местный суд. Предварительное судебное заседание по данному иску состоялось 18 апреля 2023 г., продолжение разбирательства назначено на середину мая 2023 г. Перед обращением в суд ЭлТР обратилась в Минкультуры с просьбой заблокировать сайт Политклиники в соответствии с законом о защите от «ложной» информации, но министерство отклонило запрос (подробнее см. выше).

Газета «Вечерний Бишкек» подала в суд на независимый Kaktus.media из-за опубликованной 29 декабря 2022 года статьи, в которой утверждалось, что она содержала недостоверную информацию о закрытии печатной версии газеты и увольнении сотрудников. «Вечерний Бишкек» потребовал от Kaktus.media и его основателя, главного редактора и журналиста выплаты в общей сложности 50 миллионов сомов (более 500 000 евро) в качестве компенсации предполагаемого морального вреда, помимо публикации опровержения. Судебный процесс по делу начался в феврале 2023 года и продолжается на момент написания статьи. Основатель Kaktus.media Дина Маслова заявила, что рассматриваемая статья основана на информации, полученной от сотрудников «Вечернего Бишкека», и что иск о защите чести и достоинства явно является попыткой оказать давление на Kaktus.media.

Кемпир-Абадское дело

Как сообщалось ранее, в октябре 2022 года полиция арестовала около 30 человек, которые открыто критиковали проект соглашения о границе, заключенного правительством с соседним Узбекистаном, в отношении стратегически важного Кемпир-Абадского водохранилища. Среди арестованных были активисты гражданского общества, блогеры, правозащитники, оппозиционные политики и бывшие государственные служащие.

Большинство арестованных впоследствии были помещены в следственные изоляторы по обвинению в подготовке к организации массовых беспорядков, за что предусмотрено наказание до десяти лет лишения свободы. Эти обвинения были выдвинуты против них, хотя известно, что они лишь мирно выражали свое несогласие с проектом соглашения о границе, требовали прозрачности процесса принятия решений по этому вопросу и мирно объединялись с другими, чтобы оспорить планы правительства в отношении Кемпир-Абада. Незадолго до массовых арестов некоторые из пострадавших создали общественный комитет в защиту Кемпир-Абада. Выдержки из разговоров между некоторыми из арестованных, которые были распространены в Интернете, как представляется, были вырезаны, отредактированы и представлены таким образом, чтобы это звучало так, как будто говорящие обсуждали планы свержения правительства, хотя они говорили только о проведении мирных митингов.

Массовые аресты подверглись критике со стороны представителей как гражданского общества, так и международного сообщества, в том числе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В совместном заявлении МППЧ, CIVICUS, LPF и восьми других НПО выразили обеспокоенность тем, что уголовные дела были возбуждены против критиков проекта соглашения о границе в отместку за их законную критику и гражданскую активность по Кемпир-Абадскому вопросу. Эти опасения усугублялись процессуальными нарушениями, связанными с арестами, и неспособностью суда должным образом обосновать применение предварительного заключения в качестве меры пресечения в отношении арестованных, в то время как предварительное заключение должно использоваться только как крайняя мера пресечения, когда другие, менее суровые варианты невозможны. НПО призвали власти немедленно освободить и снять обвинения со всех арестованных без уважительной причины, а также обеспечить открытое обсуждение этого вопроса.

Однако в декабре 2022 года срок предварительного заключения большинству арестованных был продлен судом, несмотря на явное отсутствие ощутимых подвижек в следствии и отсутствие веских оснований для содержания подсудимых за решеткой. МППЧ выразило сожаление по поводу этих решений, заявив, что они нарушают международные обязательства Кыргызстана в области прав человека и демонстрируют отсутствие гуманности.

В знак протеста против продления срока их предварительного заключения бывшая судья Конституционного суда и правозащитник Клара Сооронкулова, правозащитница Рита Карасартова, активистка гражданского общества Перизат Суранова, экс-депутат и оппозиционер Орозайым Нарматова, а также более десятка другие объявили голодовку и продолжали ее до двух недель. Из-за голодовки здоровье и самочувствие задержанных серьезно ухудшились.

Позже несколько фигурантов дела были переведены под домашний арест по состоянию здоровья. Среди них Орозайым Нарматова (выпущена под домашний арест в январе 2023 г.), Перизат Суранова (выпущена под домашний арест в феврале 2023 г.), Клара Сооронкулова (выпущена под домашний арест в апреле 2023 г.) и еще две активистки, экс-депутат Асия Сасыкбаева и экс-член ЦИК Гульнара Джурабаева (также выпущена под домашний арест в апреле 2023 г.). Однако другие подследственные, в том числе активистка Рита Карасартова, по состоянию на конец апреля 2023 года оставались под стражей, а их предварительное заключение было продлено до конца июня 2022 года.

В середине января 2023 года МВД засекретило Кемпир-Абадское дело, в результате чего все судебные заседания должны были проходить в закрытом режиме, а адвокатам было запрещено делиться информацией по делу. Это решение, затруднившее независимый мониторинг развития дела, подверглось критике со стороны экспертов и юристов, которые сочли его необоснованным и нарушающим права подсудимых и их защитников. В ответ на жалобу, поданную одним из юристов, ведущих дело, Бишкекский городской суд в середине марта 2023 года постановил частично снять гриф секретности, предписав следователям выявить и отделить материалы дела, содержащие секретную информацию, от материалов, не содержащих такой информации.

Информатора о коррупции депортировали

Новым, беспрецедентным поворотом в возбужденном против него уголовном деле стало выдворение из Кыргызстана разоблачителя коррупции журналиста Болота Темирова.

Как сообщалось ранее, в 2022 году Темирову было предъявлено несколько уголовных обвинений после того, как его интернет-издание «Темир Live» опубликовало расследования о причастности главы ГКНБ Кыргызстана и его семьи к коррупции. Впервые Темирову было предъявлено обвинение в хранении наркотиков (по статье 283 Уголовного кодекса) после драматического полицейского рейда на Temirov Live в январе 2022 года, во время которого, по его словам, полиция подбросила ему наркотики. Позже Темирову, также имеющему российский паспорт, было предъявлено дополнительное обвинение в якобы подделке документов, по которым он получил и продлил свой кыргызский паспорт, а также в том, что он якобы использовал этот паспорт для незаконного пересечения границы (по статьям 379 и 378 Уголовного кодекса). Неожиданным решением, вынесенным в сентябре 2022 года, местный суд Бишкека оправдал журналиста по обвинению в хранении наркотиков и незаконном пересечении границы и не вынес приговора по обвинению в подделке документов в связи с истечением срока давности.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке 23 ноября 2022 года Бишкекский городской суд оставил в силе решение суда низшей инстанции и, таким образом, не вынес приговор ни по одной из статей УК, по которым был привлечен к ответственности Темиров. Однако по неясным юридическим основаниям суд все же постановил, что Темиров подлежит депортации как иностранный гражданин, хотя его адвокаты настаивали на том, что он является гражданином Кыргызстана и не может быть выслан из страны. Сотрудники правоохранительных органов с применением силы задержали Темирова в зале суда, доставили его в аэропорт и посадили на рейс в Москву. Наряду с другими НПО МППЧ выразила тревогу по поводу такого хода событий, заявив, что депортация Темирова была «самым последним событием организованной кампании возмездия против него из-за его журналистской деятельности и его расследований коррупции в высших эшелонах власти» и призвала кыргызские власти отменить это решение и разрешить ему вернуться в Кыргызстан и продолжить там свою журналистскую деятельность без дальнейшего преследования.

Дела против блогеров

Как сообщалось ранее, за последние месяцы спецслужбы вызвали, предупредили и возбудили уголовные дела в отношении ряда блогеров из-за публикаций в социальных сетях по чувствительным для властей вопросам, которые якобы содержали «ложную» информацию. Блогеров обвиняют по широко сформулированным положениям Уголовного кодекса, включая статью 330, предусматривающую наказание за «возбуждение» национальной, региональной и иной ненависти без четкого определения этого преступления, и статью 278, запрещающую призывы к неповиновению властям и беспорядки.

Ниже мы приводим обновленную информацию о нескольких ранее рассмотренных случаях:

Facebook-блогер Ырыс Жекшеналиев был задержан полицией в августе 2022 года после публикации старого видеообращения, в котором бывший высокопоставленный сотрудник спецслужб и политический соперник президента Жапарова критически высказался о планах последнего в отношении железорудного месторождения Джетим-Тоо. Жекшеналиева обвинили в распространении «неверной» информации и попытке «манипулировать публичной информацией» в отношении «Джетим-Тоо». Сначала он был помещен в следственный изолятор, а затем переведен под домашний арест по обвинению в призывах к активному неповиновению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 278 УК). В начале апреля 2023 года на процессе в отношении Жекшеналиева обвинение просило приговорить его к шести годам лишения свободы по этим обвинениям. Ожидалось, что приговор будет оглашен 19 апреля 2023 года, но слушание было отложено из-за болезни судьи.

Блогер Адилет Али Мыктыбек (он же Адилет Балтабай) был задержан летом 2022 года по обвинению в призывах к неповиновению законным требованиям властей и беспорядкам (по статье 278 УК) из-за серии постов в Facebook. В своих постах Микытбек высказывался по разным вопросам, в том числе по инициативе правительства по легализации казино, добыче природных ресурсов и планам строительства новой президентской резиденции. 11 ноября 2023 года местный суд в Бишкеке признал Мыктыбека виновным по предъявленным ему обвинениям и приговорил его к пяти годам лишения свободы, но также постановил освободить его с испытательным сроком в три года. При рассмотрении дела в апелляционном порядке в январе 2023 года Бишкекский городской суд отменил решение суда низшей инстанции в отношении условного осуждения, в результате чего блогер был отправлен в тюрьму для отбытия наказания. Однако в апреле 2023 года Верховный суд постановил восстановить испытательный срок, назначенный местным судом, в результате чего блогер снова был освобожден.

Летом 2022 года против блогера Айжаны Мырсалиевой (также известной как Айжан Мырсан) было возбуждено уголовное дело из-за видео, размещенного в TikTok в марте 2022 года, которое содержало выдержки из более ранней прямой трансляции в Facebook, в которой блогер критиковала отсутствие достижений этнических кыргызов за 30 лет независимости Кыргызстана и их отношение к другим национальностям страны. Хотя сама она этническая кыргызка, ей было предъявлено обвинение в разжигании межнациональной розни (по статье 300 Уголовного кодекса). Решением, вынесенным в марте 2023 года, местный суд Бишкека признал Мырсалиеву виновной в предъявленных ей обвинениях и оштрафовал на 100 000 сомов (около 1000 евро). Блогер сообщила, что подает апелляцию на это решение.

Цензура фильмов

Законопроект, выдвинутый Министерством культуры в феврале 2023 года, грозит цензурой кинопоказов в Кыргызстане. Предлагаемый закон потребует, чтобы любой, кто распространяет или демонстрирует фильмы в стране, в том числе на фестивалях, семинарах и других некоммерческих мероприятиях, получал предварительное разрешение от государства, в отличие от нынешнего, когда разрешение требуется только операторам кинотеатров и официальным кинопрокатчикам. При этом не установлены четкие критерии для принятия решения о выдаче необходимых распределительных удостоверений. Критики опасаются, что законопроект, в случае его принятия, может привести к произвольному запрету показа фильмов на острые темы в нарушение международных обязательств Кыргызстана в отношении свободы слова. Это также может оказать сдерживающее воздействие на творческую свободу в кинопроизводстве.

Еще до внесения нового законопроекта сообщалось о случае неправомерного вмешательства государства в программу некоммерческого кинопоказа. Правозащитное движение «Бир Дуйно» организовало свой ежегодный фестиваль документального кино о правах человека в Бишкеке в ноябре 2022 года. Когда фестиваль уже начался, коммерческий директор кинотеатра, в котором он проходил, сообщил организаторам, что два фильма из программы были запрещены к показу, потому что они якобы содержали военную пропаганду. Бир Дуйно отверг эти обвинения, заявив, что в двух фильмах, которые, как и другие представленные в программе, были отобраны специальной фестивальной комиссией, такой пропаганды не было. Организация сочла запрет нарушением стандартов свободы слова, установленных конституцией и международным правом. Один из запрещенных фильмов «Мара» запечатлел изменение эмоций простых людей после выборов 2020 года в Беларуси, когда вспыхнули массовые протесты. В другом фильме «Этот дождь никогда не прекратится» рассказывается история молодого человека, бежавшего от войны в Сирии в Украину, которая также превращается в зону конфликта. В конечном итоге запрет на показ двух фильмов был снят.

Давление на омбудсмена

Другим событием, которое иллюстрирует сужение пространства для критики официальной политики в Кыргызстане, стала критика омбудсмена Атыр Абдрахматовой в апреле 2023 года. Криатика была вызвана недовольством активным и независимым подходом, который она заняла с момента вступления в должность в 2022 году. Абдрахматова публично оспаривала законность действий, предпринятых государственными органами в ряде дел, в том числе в Кемпир-Абадском деле.

В поддержку Абдрахматовой выступили представители гражданского общества и международного сообщества. В совместном обращении более 60 местных лидеров ОГО призвали разрешить Абдрахматовой продолжать свою работу, не подвергая ее давлению, подчеркнув, что ее полномочия включают в себя высказывание о проблемах и недостатках в области защиты прав человека. Они также указали, что нынешние правила, в соответствии с которыми парламент имеет право досрочно прекратить срок полномочий омбудсмена, не соответствуют так называемым Парижским принципам, согласно которым членам национальных правозащитных учреждений должно быть предоставлен стабильный мандат на определенный срок, который должен быть определен при их назначении в целях обеспечения их независимости.

Азиатско-Тихоокеанский форум национальных правозащитных учреждений (АТФ) и Глобальный альянс национальных правозащитных учреждений (ГАНПЗУ) заявили, что они «глубоко обеспокоены» тем, что Абдрахматовой грозит досрочное увольнение с должности «как прямой ответ на законные действия, предпринятые в официальном качестве при выполнении ее мандата по поощрению и защите прав человека».

Хьюман Райтс Вотч предупредила, что увольнение Абдрахматовой «станет еще одним тревожным сигналом для международного сообщества о том, что Кыргызстан несерьезно относится к своим обязательствам в области прав человека», и призвала власти обеспечить, чтобы аппарат омбудсмена «остался независимым и мог осуществлять свой мандат на беспрепятственную защиту прав человека в Кыргызстане».

Однако, несмотря на критику, большинство депутатов проголосовали за прекращение полномочий Абдрахматовой на заседании парламента, состоявшемся 3 мая 2023 года. Увольнение стало «шагом назад для национальной системы защиты прав человека». ЕС заявил, что ее досрочное увольнение произошло в контексте «негативных событий, связанных с правами человека в Кыргызстане» и «бросило тень на его общую репутацию в области прав человека».

ВЛОЖЕНИЯ
Проекты законов об НПО

Новый законопроект об НКО, который был вынесен на общественное обсуждение администрацией президента в ноябре 2022 года, предлагал значительно усилить государственный контроль над НКО и предусматривал чрезмерные ограничения деятельности таких организаций. Среди прочего, в соответствии с законопроектом, все НПО должны будут зарегистрироваться в органах власти для законной деятельности в стране, а предварительно зарегистрированные НПО должны будут пройти перерегистрацию, иначе им грозит ликвидация. В то же время некоторые основания для отказа в регистрации были сформулированы расплывчато и двусмысленно, что вызвало опасения, что они могут быть использованы для того, чтобы заставить замолчать группы, неудобные власть имущим. Законопроект также наделяет органы власти широкими полномочиями по надзору за соблюдением НПО не только национального законодательства, но и их уставов, таким образом предоставляя государственным органам роль контроля над тем, «правильно» ли НПО выполняют свои собственные полномочия.

Законопроект вызвал резкую критику со стороны гражданского общества. Например, в совместном заявлении МППЧ и CIVICUS призвали кыргызские власти отозвать законопроект, заявив, что он «отражает законодательство об НКО, наблюдаемое в более репрессивных странах постсоветского региона, и поставит под серьезную угрозу свободу деятельности НПО в Кыргызстане и подорвет с трудом достигнутые успехи в плане участия гражданского общества в политике страны». На основании запроса Омбудсмена Кыргызстана Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) дало срочное промежуточное заключение по законопроекту в декабре 2022 г. БДИПЧ подвергло законопроект серьезной критике, заявив, что его положения несовместимы с международными стандартами в области прав человека и «чрезмерно и неправомерно ограничивают право создавать ассоциации и осуществлять свою деятельность свободно от вмешательства государства», и призвал власти воздержаться от его принятия.

В ответ на критику администрация президента пообещала доработать законопроект. В феврале 2023 года президент подписал указ о создании рабочей группы в составе государственных чиновников и 15 представителей НПО, которой было поручено доработать законопроект до 1 июня 2023 года.

В рамках другой отдельной тревожной инициативы депутат парламента Надира Нарматова выдвинула репрессивный и стигматизирующий законопроект, который, в случае его принятия, особенно подвергнет опасности неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа. Нарматова является известным сторонником ужесточения ограничений для НПО и была одним из инициаторов предыдущего законопроекта об «иностранных агентах», вдохновленного Россией, который в конечном итоге был отклонен парламентом в 2016 году после резкой критики со стороны гражданского общества и международного сообщества. Новый законопроект Нарматова содержит положения, аналогичные предыдущей инициативе, и предусматривает чрезмерные, необоснованные и дискриминационные ограничения права на свободу объединения в нарушение международных стандартов. Среди прочего, в соответствии с законопроектом, ОГО, получающие финансовую помощь из иностранных источников и занимающиеся широко определенной «политической деятельностью», должны будут зарегистрироваться в качестве организаций, «выполняющих функцию иностранного представителя», что является весьма стигматизирующим ярлыком. В противном случае их деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев без решения суда.

В совместном обращении, распространенном в ноябре 2022 года, более 30 представителей кыргызских правозащитных НПО призвали депутатов парламента отклонить законопроект, инициированный Нарматовой. МППЧ поддержала призывы местных ОГО, подчеркнув, что законопроект существенно не соответствует международным обязательствам Кыргызстана в области прав человека. БДИПЧ также критически оценило этот законопроект, отметив, что он очень похож на ранее рассмотренный проект закона об «иностранных агентах» и предусматривает ограничения, которые «не предписаны законом и не являются необходимыми в демократическом обществе и, следовательно, не соответствуют правам на свободу объединения».

Срок общественного обсуждения законопроекта, инициированного Нарматовой, продлен до 21 июня 2023 года, после чего он будет направлен на рассмотрение парламента, если она его не отзовет. В отчетный период депутат избегала публичного обсуждения своей инициативы, несмотря на попытки диалога со стороны гражданского общества.

Инспекции НПО

После внесения проекта закона об НПО, разработанного администрацией президента в ноябре 2022 года, правозащитники сообщили о серии внеплановых проверок правозащитных организаций государственной налоговой службой. Налоговая служба утверждала, что проверки были направлены на оценку соблюдения организациями национального налогового законодательства и что ее проверяющие запрашивали информацию только с этой целью. Однако правозащитники поставили под сомнение характер, цель и правовую основу проверок. По словам Гульшайыр Абдирасуловой, при проверке общественной организации «Кылым шамы», которую она возглавляет, инспекторы запрашивали информацию об адвокатах, привлеченных организацией для защиты жертв нарушений прав человека, и о делах, над которыми работали адвокаты. Она также сообщила, что в организации сообщили, что проверка проводится на основании «служебной ноты», адресованной налоговой службе «сверху», и пришли к выводу, что налоговая служба явно не интересуется налоговыми вопросами.

Лидера НПО наконец оправдали по затянувшемуся делу

После затяжной судебной тяжбы в январе 2023 года Верховный суд, наконец, оправдал правозащитника и руководителя общественной организации «Вентус» Камиля Рузиева по обвинениям, выдвинутым в отместку за попытки привлечь к ответственности спецслужбы за противоправные действия. Таким образом, Верховный суд отменил решение Иссык-Кульского областного суда от октября 2022 года, которым он был признан виновным в подделке документов и оштрафован на 80 000 сомов (около 1 000 евро). До вынесения этого решения, в августе 2022 года, Каракольский городской суд признал Рузиева невиновным по этим пунктам обвинения.

Уголовное дело против Рузиева было возбуждено летом 2020 года после того, как он много лет работал над документированием пыток и других нарушений прав человека, совершенных сотрудниками службы безопасности и правоохранительных органов, и подавал жалобы в суды по таким делам. Он также подал в суд на бывшего высокопоставленного сотрудника службы безопасности, который угрожал убить его, в том числе угрожая оружием, из-за его деятельности. Рузиеву было предъявлено обвинение в якобы подделке медицинской справки с целью продления срока обжалования решения суда, над которым он работал. Он отрицал эти обвинения, и экспертиза, проведенная в рамках разбирательства, подтвердила подлинность его медицинской справки. В поддержку Рузиева высказались как правозащитные группы, так и представители международного сообщества, в том числе спецдокладчик ООН по вопросу о положении правозащитников.

В ходе событий, последовавших за его оправданием, Рузиев сообщил в феврале 2023 года, что банк в его родном городе Караколе отказался открыть новый расчетный счет для его организации Ventus по неясным причинам. Ранее этот же банк закрыл счет организации в иностранной валюте.

МИРНОЕ СОБРАНИЕ

В течение отчетного периода жители Кыргызстана продолжали проводить мирные собрания по различным волнующим их вопросам. Хотя большинство акций протеста проходили беспрепятственно, угрозы свободе мирных собраний сохранялись. В частности, продолжалась проблематичная практика санкционированных судом расширенных запретов на проведение акций протеста в центральных районах столицы Бишкек.

Как сообщалось ранее, в соответствии с решением Первомайского районного суда от апреля 2022 года, мирные собрания были запрещены у посольства РФ, администрации президента, здания парламента и здания ГКНБ, а также на территории центральной площади Ала-Тоо до сентября 2022 года. Из запрета были освобождены только официальные мероприятия, организованные на площади Ала-Тоо. Судебный запрет впоследствии продлевался несколько раз, последний раз до 1 июля 2023 года. Вместо этого протестующим было приказано собираться в парке, специально предназначенном для проведения собраний, а именно в Парке Горького.

Со ссылкой на санкционированные судом ограничения полиция неоднократно производила задержания, в том числе в следующих документально подтвержденных за отчетный период случаях:

15 ноября 2022 года полиция задержала известную правозащитницу Азизу Абдирасулову возле парламента, где группа женщин собралась, чтобы мирно и тихо протестовать против заключенного правительством Узбекистана соглашения о Кемпир-Абадском водохранилище. По словам Абдирасуловой, она присутствовала, чтобы наблюдать за протестом, а не принимать в нем участие. Сообщается, что перед задержанием один из полицейских обвинил ее в пьянстве и нецензурной брани. Позже в тот же день она была освобождена, но впоследствии местный суд оштрафовал ее на 3000 сомов (около 30 евро) за якобы невыполнение законных требований сотрудника правоохранительных органов (по статье 128 КоАП). При рассмотрении дела в апелляционном порядке Бишкекский городской суд отменил ей обвинительный приговор. Абдирасулова связала свое задержание с правозащитной деятельностью и, в частности, с участием в поддержке задержанных по Кемпир-Абадскому делу (см. Ассоциацию). За день до задержания начальник местного РОВД вызвал ее на «беседу», предупредив, чтобы она «меньше писала» в соцсетях. На своей странице в Facebook Абдирасулова активно высказывалась по разным вопросам, в том числе по делу Кемпир-Абад.

10 января 2023 года около 30 человек собрались в центре Бишкека на мирный марш, чтобы выразить поддержку лицам, содержащимся в СИЗО по Кемпир-Абадскому делу, и призвать к их освобождению. Полиция задержала в общей сложности 27 человек, в том числе пожилых женщин, которые были родственницами, знакомыми и помощницами тех, кто находился за решеткой по Кемпир-Абадскому делу. По данным СМИ, вместе с протестующими были задержаны несколько журналистов, освещавших митинг. Хотя большинство задержанных впоследствии были освобождены без предъявления обвинений, некоторым из них были предъявлены обвинения и они были наказаны якобы за нарушение порядка проведения мирных акций протеста и невыполнение законных требований сотрудников правоохранительных органов (статьи 139 и 128 Уголовно-процессуального кодекса). Среди них был активист гражданского общества Ондуруш Токтонасыров, который был оштрафован на 3000 сомов (около 30 евро), и его приговор был оставлен в силе в апелляционном порядке Бишкекским городским судом. Как сообщалось ранее, Ондуруш Токтонасыров также ранее был задержан и оштрафован за участие в мирных акциях протеста, проходивших в районах Бишкека, в отношении которых суд запретил проведение акций протеста.

Практика полного запрета акций протеста в центральных районах Бишкека подвергается критике не только со стороны ОГО, но и международных экспертов по правам человека. После проверки соблюдения Кыргызстаном Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) в октябре 2022 года Комитет по правам человека призвал власти страны воздерживаться от тотальных ограничений мирных собраний и от выборочного и дискриминационного разгона мирных собраний.

Исследователи организации Международное партнерство за права человека (МППЧ) и Фонда «Правовое процветание» (ФПФ) в рамках их сотрудничества с CIVICUS Monitor