До выборов две недели, и все сосредоточено на одном вопросе: победит ли оппозиция на выборах? Этот вопрос напрямую связан со вторым вопросом. Сможет ли она выйти победителем из избирательных урн? То есть можно ли в сегодняшней Турции претворить в жизнь математическую реальность? И третий вопрос: могут ли Эрдоган и его влиятельные друзья принять результаты выборов и мирно передать власть оппозиции?

Прежде всего, вам нужно определить это. Наиболее ответственной частью выборов являются президентские выборы. Конечно, парламентские выборы тоже важны. Однако, после трансформации политической системы из парламентской в ​​президентскую, администрация президента стала основным органом, принимающим политические решения, а контроль над властью, принимающей политические решения, через парламент намного слабее, чем в прежней парламентско-демократической системе. Так что в этой статье основное внимание будет уделено президентским выборам.

Еще один вывод заключается в следующем: после перехода Турции к многопартийной системе впервые возник вопрос, согласится ли власть с результатами выборов или нет. Причина этого в том, что исполнительная власть фактически подчинила себе судебную систему и осуществила гражданский переворот, особенно после 17 декабря 2013 года. В политической истории Турции нет другого события, которое имело бы такие важные последствия и так мало обсуждалось.

Политическая власть (исполнительная или правительственная) вышла за пределы конституционной власти и взяла под свой контроль судебную систему. Выход за рамки конституционной государственной архитектуры — это переворот. По Конституции, нарушение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти – это государственный переворот. Это государственный переворот, совершенный политической властью, которая фактически меняет политическую систему для защиты своей собственной власти без внесения поправок в конституцию. Процесс, произошедший после 17 декабря 2013 года, поставил судебную власть полностью под контроль политической власти. Был урезан один из самых основных столпов Конституции. Государственная архитектура, установленная конституцией 1982 года, рухнула.

И это ужасное политическое землетрясение было как-то проигнорировано. Можно понять подход правительства к этому вопросу, но вопрос, почему оппозиция не возражала против этого гражданского переворота, должен быть проанализирован учеными. Подводя итог, можно сказать, что основной причиной дебатов о том, будут ли результаты выборов приняты политической властью, является этот гражданский переворот и де-факто режим, который он привнес с собой.

Еще один важный вопрос: могут ли в Турции быть проведены выборы в соответствии с демократической практикой и верховенством закона? Этот вопрос тоже очень важен и требует ответа. Для этого необходимо определить, при каких условиях выборы могут быть свободными и справедливыми.

Тот факт, что в стране регулярно проводятся выборы, не делает ее демократической. Есть много примеров недемократических, но регулярных выборов. Такие примеры как Россия, Беларусь, Азербайджан и Казахстан, менее известны турецкой общественности. В каждой из этих стран проводятся очередные выборы. И ни одна из этих стран не считается демократией. Многие независимые институты, которые составляют рейтинги демократии в мире, группируют страны в соответствии с их уровнем демократии и с их рейтингами демократии. Эти критерии ранжирования касаются не только того, была ли проведена избирательная процедура в той или иной стране. Критериев намного больше. Однако, если эти критерии в достаточной степени выполняются, можно сказать, что в стране есть демократия. Давайте вместе рассмотрим наиболее важные из этих критериев:

Прежде всего, должны быть соблюдены конституция и законы страны, которую можно отнести к демократической. Это означает, что произвольное отстранение от своих обязанностей избранных лиц и представителей (депутатов, местных администраторов и т. д.), то есть неконституционными и незаконными методами, как это легко понять, является свидетельством того, что выборы не являются свободными и справедливыми.

Еще одним основополагающим критерием является полная реализация основных личных и политических прав и свобод в стране, где проводятся выборы. Еще один обязательный критерий — отсутствие превентивных санкций в отношении тех, кто критикует власть. Иными словами, свободная атмосфера, в которой отсутствуют такие практики, как задержание, арест, увольнение, возбуждение следствия, физическое или психологическое давление, является одним из важнейших критериев проведения свободных и честных выборов.

Кроме того, права граждан на свободу собраний, протестов, акций гражданского неповиновения и демонстраций должны гарантироваться и обеспечиваться конституцией и законом. Еще один важный критерий связан со свободой информации. Альтернативные каналы доступа к информации должны быть открыты, иными словами, должны существовать и быть бесплатными различные теле и радиоканалы, газеты и журналы, электронные коммуникационные площадки (интернет и социальные сети). В противном случае разнообразие мыслей, мнений и идей было бы невозможно каким-либо иным образом гарантировать и применять в политической действительности.

В результате всего этого институты, отвечающие за жизненно важные вопросы, такие как голосование, подсчет голосов и объявление результатов выборов, должны иметь возможность функционировать объективно и свободно, независимо от правительства.

Обеспечение этого является обязанностью судебной власти, которая является органом, ответственным за контроль за конституционным строем государства и исполнением его законов. Если они отсутствуют или неполны, выборы не могут быть проведены в свободной и справедливой среде. Иными словами, недостаточно провести выборы, необходимо обеспечить условия, позволяющие провести выборы свободно и справедливо.

Вернемся к примеру с Турцией.

Да, выборы состоятся через две недели. В начале статьи я сказал, что один из основных обсуждаемых вопросов — примет ли правительство результаты выборов. Конечно, если условия свободных и справедливых выборов, о которых я говорил выше, будут обеспечены, проблем с безопасностью выборов не будет. Однако, похоже, во многих головах есть серьезные знаки вопроса относительно судьбы выборов в Турции. Конечно, вполне понятно обсуждение того, будут ли приняты результаты выборов правительством Турции, где есть серьезные проблемы с условиями проведения свободных и честных выборов, о которых я говорил выше. Что не понятно, так это то, что оппозиция недостаточно занимается и решает эти вопросы. Однако было уместно, что на днях Кылычдароглу обратил внимание на возможные проблемы, связанные с YSK (Высший избирательный совет) и агентством Anadolu, выдающей результаты выборов в реальном времени. И все же не следует ли ожидать, что оппозиция, которая вынуждена была выйти на выборы в этих условиях, поставит этот вопрос гораздо резче?

Турция перед нами — это Турция после гражданского переворота, чья конституционная государственная архитектура полностью рухнула.

В этой Турции правительство сознательно и добровольно вышло за границы, очерченные для себя конституцией, узурпировало чужие полномочия и завладело всем государственным механизмом и вывело из строя институты, отвечающие за взаимное сдерживание и контроль. В таких условиях проходят выборы, и оппозиция это осознает.

По этим причинам судьба выборов 14 мая 2023 года сосредоточены не только на вопросе, кто победит, но и на обсуждении того, примет ли правительство результаты выборов, если оно проиграет выборы. Укрепляя режим де-факто, установленный с 2013 года, это правительство эффективно контролирует высшие судебные органы, Высший избирательный совет, все суды, сотрудников правоохранительных органов, разведку, армию, государственную бюрократию, СМИ и научные круги.

Лица, принимающие решения, и их ближайшее окружение этого режима, близкого к переходу от полуавторитарного к авторитаризму, не могут позволить себе потерять власть, поскольку они по уши в коррупции и криминальных схемах. Поэтому потерять власть для них очень рискованно.

Похоже, что, несмотря на все трудности и препятствия, единый кандидат от оппозиции Кылычдароглу наберет больше голосов чем Эрдоган и, вероятно, станет математическим победителем выборов. Суть в том, что если Эрдоган наберет около 45% голосов — примерно такой процент согласно опросам — он украдет победу на этих выборах благодаря инструментам, которые он контролирует. Я не говорю, что он будет успешным, но он определенно попытается его украсть. Эрдоган доверяет установленному им режиму.

Конечно, YSK объявит результаты выборов. В этих обстоятельствах YSK не представляется возможным сделать заявить о том, что Кылычдароглу победил, несмотря на ухищрения Эрдогана и его режима. Тот факт, что агентство Anadolu является единственным источником информации, который будет обеспечивать поток данных на выборах, и что оно контролирует YSK, дает Эрдогану большое преимущество в манипулировании результатами выборов. Что будет делать оппозиция, если агентство Anadolu объявит в тот же вечер цифры в пользу Эрдогана, а YSK одобрит эти результаты?

Это ключевой вопрос.

Те, кто возражает, что «смена власти в авторитарных режимах не может быть осуществлена ​​путем выборов», пытаются привлечь внимание к этому вопросу. Эту ситуацию не следует рассматривать на примере Эрдогана, смирившегося с потерей постов столичных мэров в Стамбуле и Анкаре. Эрдоган проиграет на этих выборах не просто выборы. Ставка огромна. Тем более не следует забывать YSK, которая отменила и провела повторные выборы в Стамбуле. Победа оппозиции в Стамбуле и Анкаре и согласие с ней Эрдогана будут использованы режимом как аргумент, чтобы противостоять давлению извне, если эти выборы будут украдены.

Оппозиции нужен серьезный план, если результаты выборов не будут признаны. Даже если урны для голосования будут защищены до утра той ночи, YSK может объявить Эрдогана победителем. Что намерена делать оппозиция? Если режим упрется, дадут ли результаты обращения в YSK? YSK примет апелляционные жалобы, но будет долго держать свою оценку. Через неделю или десять дней он подтвердит результаты. За это время люди уже вернутся к работе.

Если бюрократия не увидит слабости власти, она смирится с победой Эрдогана на выборах. И по мере консолидации, режим выйдет на путинский уровень авторитаризма. Режим будет жестко подавлять, выходящие на улицы и протестующие массы и назовет их «террористами», «сепаратистами» и посадит их в СИЗО. При необходимости они также арестуют некоторых политических лидеров. Они также могут переманить на свою сторону часть оппозиции, дав определенные обещания и долю власти/ренты.

Это все возможно. Причина, по которой я включил эти возможности, заключается в том, что возможность свободных и честных выборов, о которой я упоминал выше, почти невозможна в случае Турции. Лично я считаю, что вероятность украсть выборы и признать результаты выборов составляет – пятьдесят на пятьдесят процентов. Как я уже сказал, Эрдоган и его команда обязательно попытаются украсть результаты выборов. Удастся ли им это, будет зависеть от сопротивления оппозиции и народа, а также от позиции бюрократии.

Эти выборы чрезвычайно важны для Турции. Поэтому все, у кого есть возможность проголосовать, должны использовать это. Даже если оппозиция сможет прийти к власти, нужно как минимум 10-15 лет, чтобы страна вернулась к ситуации до 2016 года. Сотням тысяч невинных жертв Эрдогана могут понадобиться очень много времени, чтобы восстановить свои права.

Мехмет Эфе Чаман, ТР724