Лондон, 12 августа 2022 г. — Moody’s Investors Service («Moody’s») сегодня понизило долгосрочный рейтинг правительства Турции в иностранной и национальной валюте и приоритетный необеспеченный рейтинг в иностранной валюте до с B2 до B3. Рейтинг приоритетной необеспеченной полки был понижен с (P)B2 до (P)B3. В то же время приоритетный необеспеченный рейтинг компании Hazine Mustesarligi Varlik Kiralama AS, поддерживаемой в иностранной валюте, компании специального назначения, полностью принадлежащей Турецкой Республике, через которую Министерство финансов выпускает сертификаты сукук, также был понижен с B2 до B3.
Понижение до B3 отражает следующие ключевые факторы:
1. Растущее давление на платежный баланс Турции с риском дальнейшего истощения валютных резервов. Дефицит счета текущих операций Турции, вероятно, значительно превысит прежние ожидания, что повысит потребности во внешнем финансировании в период ужесточения финансовых условий во всем мире;
2. Властям приходится прибегать ко все более непопулярным мерам в попытке стабилизировать валюту и восстановить валютные резервы. Инфляция поднялась до самого высокого уровня за более чем два десятилетия и, вероятно, будет иметь тенденцию к росту в ближайшие месяцы на фоне роста цен на энергоносители и продукты питания, а также на фоне нежелания Центрального банка Турции (ЦБТ) повышать учетную ставку. По мнению Moody’s, маловероятно, что все более сложный набор регулятивных и фискальных мер будет эффективным для восстановления некоторой степени макроэкономической стабильности.
Стабильный прогноз отражает мнение Moody’s о том, что риски на уровне B3 сбалансированы. В то время как крайне непопулярная экономическая политика властей, вероятно, усугубит текущий экономический дисбаланс.
В то же время Moody’s ранее понизил страновой потолок Турции в местной валюте до B1 с Ba3. Разрыв в два уровня между потолком в местной валюте и суверенным рейтингом, в основном, уравновешивает относительно ограниченное влияние государства на экономику непредсказуемостью институтов и действий правительства, повышенными внутренними политическими и геополитическими рисками и значительными внешними дисбалансами.
Потолок в иностранной валюте был снижен с B2 до B3. Разрыв в два уровня между потолком в иностранной валюте и потолком в национальной валюте в основном отражает слабую эффективность политики, а также низкий уровень валютных резервов, что приводит к повышенным трансфертным рискам и рискам конвертации.
РОСТ ДАВЛЕНИЯ НА ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Внешняя позиция Турции находится под большим, чем ожидалось, давлением, главным образом в результате резкого роста цен на энергоносители, что приводит к росту и без того высокой инфляции и увеличению потребностей во внешнем финансировании. Дефицит счета текущих операций страны, вероятно, будет близок к 6% ВВП в этом году, что более чем в три раза больше, чем ожидалось до вторжения России в Украину (отрицательный Caa3) 24 февраля, и намного выше прошлогоднего дефицита в 1,7% ВВП.
Сокращение резервов в иностранной валюте является еще одним фактором давления. В то время как высокие показатели туризма и экспорта товаров обеспечивают важные доходы в иностранной валюте, этот приток начнет замедляться в осенние месяцы, в то время как чистый импорт энергоносителей, вероятно, останется очень высоким. В этот момент Moody’s ожидает, что давление на обменный курс и буфер ЦБ ТР в иностранной валюте снова увеличится.
Запасы твердой валюты недавно выросли до 67,7 млрд долларов по состоянию на начало августа (без учета золотых резервов, оцениваемых в 40,8 млрд долларов), чему способствовал большой приток, связанный с крупным энергетическим проектом. Но резервы сокращались в течение большей части года, хотя введение схемы защиты депозитов, предназначенной для стимулирования вкладчиков к переходу на депозиты, деноминированные в лирах, и отказ от депозитов в твердой валюте, и требование к экспортерам конвертировать 40% своей экспортной выручки в лиры с помощью ЦБ ТР должно было привести к значительному увеличению резервных буферов. Без учета заемных резервов в форме свопов с банками и резервных требований банков чистые резервы составляют минус 50 миллиардов долларов.
Потребности во внешнем финансировании велики и составляют около 250 миллиардов долларов США или 34% ВВП в этом году, половина из которых приходится на краткосрочный долг, который обычно пролонгируется, например, торговый кредит или в форме стабильных депозитов нерезидентов в банковской системе.
По оценкам Moody’s, потребности во внешнем рефинансировании составляют около 128 миллиардов долларов, или 17% ВВП, в основном за счет частного сектора. Напротив, у правительства есть только один срок погашения внешних облигаций в сентябре на сумму 2,5 миллиарда долларов плюс проценты и погашение кредита еще на 3,2 миллиарда долларов в период с июля по декабрь, которые могут быть покрыты за счет его депозитов в иностранной валюте в ЦБ ТР на сумму около 11 миллиардов долларов. в случае ужесточения условий финансирования.
ВСЁ НЕПОПУЛЯРНЫЕ МЕРЫ НЕ МОГУТ ВОССТАНОВИТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ
Инфляция ускорилась до 79,6% в июле по сравнению с менее чем 20% в октябре прошлого года и в настоящее время является одним из самых высоких уровней в мире. Турецкая лира потеряла около 30% своей стоимости по отношению к доллару США в этом году после обесценивания примерно на 45% за последние два месяца 2021 года, вызванного серией снижений процентных ставок ЦБ РФ. Валюта остается под давлением, что указывает на сохранение высокой инфляции в ближайшие месяцы. Согласно последним прогнозам агентства Moody’s, инфляция потребительских цен на конец года все еще будет находиться на уровне около 70%.
С начала года власти предприняли ряд мер с целью стабилизации валюты, восстановления низкого резерва центрального банка в иностранной валюте, инициированием «мягкой» посадки экономики путем сдерживания роста кредита. О новых мерах объявлялось все чаще, и они становились все более непопулярными. Например, требование к экспортерам конвертировать 40% своей экспортной выручки в лиры с помощью ЦБ ТР и запрет банкам предоставлять кредит фирмам, владеющим материальными активами в иностранной валюте. Пока эти меры не привели к стабилизации валюты и существенному увеличению резервов ЦБ ТР в иностранной валюте.
Другие меры направлены на направление кредита конкретным секторам и видам деятельности, таким как экспортные компании и кредиты для инвестиций, а не потребление. Есть первые признаки замедления роста кредита. Кроме того, банковские кредитные ставки за последние недели выросли до более чем на 30%, что значительно выше учетной ставки ЦБ ТР на уровне 14%, что должно помочь снизить спрос на кредиты.
Однако, по мнению Moody’s, маловероятно, что все более сложный набор регулятивных мер будет эффективным в восстановлении определенной степени макроэкономической стабильности и устойчивом снижении инфляции. В то время как Moody’s ожидает постепенного экономического спада во второй половине этого года и в следующем году – рейтинговое агентство прогнозирует рост реального ВВП на 4,5% и 2% на 2022 и 2023 годы соответственно.
Глобальная среда стала значительно более сложной, поскольку финансовые условия во всем мире ужесточились, а основные экспортные рынки Турции в Европе столкнулись с замедлением роста на фоне энергетического кризиса и продолжающихся проблем с цепочками поставок. Резкое замедление отрицательно скажется на рынке труда, состоянии государственных финансов и повысит социальные и политические риски. Варианты внешнего рефинансирования, важные для частного сектора как основного заемщика за границей, могут стать более ограниченными, если экономика резко замедлится. В то же время неясно, есть ли политическое основание того, что турецкая экономика должна замедлиться, в частности, в свете приближающихся выборов, которые должны состояться не позднее июня 2023 года.
Moody’s ожидает существенного ослабления государственных финансов Турции в этом году. В то время как государственные финансы оставались устойчивыми в первой половине года, чему способствовало удвоение государственных доходов в результате высокой инфляции, бюджетное давление, вероятно, существенно усилится в последние месяцы года. Стоимость схемы защиты депозитов для казначейства растет, при этом Moody’s оценивает годовую стоимость примерно в 2,2% ВВП на основе прогнозов рейтингового агентства по обменному курсу.
По состоянию на июнь Казначейство выплатило 0,3% ВВП. Точно так же стоимость долга, индексированного с учетом инфляции, который в основном принадлежит отечественным банкам, существенно выросла, и, по оценкам Moody’s, высокая инфляция добавит около 1,2% ВВП к процентным платежам в этом году по сравнению с 2021 годом.
Рейтинговое агентство ожидает, что дефицит бюджета составит около 4,5% ВВП, что также отражает замедление темпов роста экономики, более высокую заработную плату и пенсии в государственном секторе, а также более раннее снижение налогов. Доступность долга быстро ухудшается, при этом ожидается, что отношение процентных платежей к доходам вырастет до 10,2% в этом году, что является самым высоким уровнем с 2010 года, и продолжит расти в ближайшие годы.
ОБОСНОВАНИЕ СТАБИЛЬНООЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Прогноз по рейтингу B3 стабильный, в основном отражающий мнение агентства Moody’s о том, что кредитные проблемы Турции на этом уровне полностью учтены. Несмотря на ожидаемое увеличение бюджетного дефицита, долговая нагрузка правительства останется умеренной по сравнению с сопоставимыми странами и составит менее 40% ВВП (уровень сектора государственного управления) в этом году. Объем внешнего долга центрального правительства низок и составляет менее 20% ВВП. Хотя государственный долг сильно подвержен обесцениванию валюты — около 67% непогашенного долга центрального правительства по состоянию на июнь 2022 г. привязано к иностранной валюте или номинировано в ней, по-прежнему сильный рост номинального ВВП должен в значительной степени компенсировать обесценение валюты.
Несмотря на большое обесценивание в прошлом году, коэффициент долга увеличился всего на 2,4 процентных пункта ВВП. Правительство берет взаймы преимущественно внутри страны, где стоимость заимствования в реальном выражении крайне отрицательная, а более трех четвертей долга приходится на банки-резиденты. Иностранные инвесторы владеют всего 1% внутреннего долга по состоянию на июнь, что ограничивает влияние дальнейшей потери доверия иностранных инвесторов.
Банки и корпорации — основные заемщики за границей — смогли пролонгировать долг с наступающим сроком погашения во время предыдущих периодов финансового стресса и пока не сталкивались с какими-либо трудностями в этом году, а также имеют хорошо хеджированные позиции в иностранной валюте, что обеспечивает защиту от будущих эпизодов финансового стресса.
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Оценка кредитоспособности Турции по ESG является крайне негативной (CIS-4), что отражает существенную подверженность ряду экологических и социальных рисков и слабую институциональную среду.
Рейтинг экологического эмитента Турции является умеренно отрицательным (E-3), что отражает подверженность экологическим рискам по целому ряду категорий, таких как водоснабжение, природный капитал, отходы и загрязнение. Турция уязвима к нехватке воды, и за последние полвека в западной части страны сократилось количество зимних осадков, что может повлиять на количество и качество воды в реках страны, которые являются важным источником питьевой воды, ирригации и производства электроэнергии.
Социальный ИПС Турции также умеренно отрицательный (S-3). В то время как молодое население страны поддерживает ее демографический профиль, безработица среди молодежи высока, участие в рабочей силе низкое, а неформальная занятость широко распространена. Высокая инфляция снижает уровень жизни: в 2023 году 15% населения рискует оказаться за чертой бедности, что увеличивает социальные риски. Общее предоставление основных услуг, таких как безопасная питьевая вода и услуги санитарии, неравномерны по стране.
Институты и профиль управления Турции неуклонно ухудшались в последние годы и были ключевым фактором последовательных понижений суверенного рейтинга. Это отражено в крайне негативном управлении IPS (G-4).
Публикация этого рейтингового действия отклоняется от ранее запланированных дат публикации в суверенном календаре Великобритании, опубликованном на https://ratings.moodys.com . Это действие было вызвано повышенными макроэкономическими рисками после очень высоких и все еще растущих показателей инфляции в первой половине 2022 года и происходит на фоне гораздо более сложной внешней среды с учетом ожидаемого экономического спада с ключевыми торговыми партнерами и ужесточения глобальных условий финансирования.
09 августа 2022 года был созван рейтинговый комитет для обсуждения рейтинга правительства Турции. В ходе обсуждения были затронуты следующие основные вопросы: Экономические показатели эмитента, в том числе его экономическая устойчивостьИнституты и профиль управления Турции неуклонно ухудшались в последние годы и были ключевым фактором последовательных понижений суверенного рейтинга. Институты эмитента и сила управления существенно не изменились. Фискальная или финансовая устойчивость эмитента, включая профиль его долга, существенно не изменилась. Подверженность эмитента событийным рискам, в частности риску политических событий, существенно изменилась.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ПОВЫШЕНИЮ РЕЙТИНГА
Рейтинги могут быть повышены, если политики Турции переориентируют свои усилия на снижение инфляции за счет решительных и четких мер денежно-кредитной политики, которые восстановят доверие к ЦБ ТР. Устойчивое снижение внешнего дисбаланса также было бы положительным для рейтинга, если бы оно было результатом улучшения внешней конкурентоспособности и экономической устойчивости Турции.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОНИЖЕНИЮ
Рейтинги, вероятно, понизятся еще больше, если власти прибегнут к еще более жестким политическим мерам, повышающим риск банковского кризиса или неплатежей крупных корпораций. Дальнейшее существенное ухудшение внешнего баланса также было бы отрицательным, так как свидетельствовало бы о том, что инфляция остается устойчиво высокой, что предполагает дальнейшее увеличение социальных рисков. Кроме того, если за следующими выборами последует серьезный политический кризис, который приведет к острым экономическим и финансовым потрясениям, также отрицательно повлияет на кредитоспособность. Ожидания существенного роста государственного долга с соответствующим ухудшением доступности долга также окажут понижающее давление на рейтинг.