С момента своего основания Османская империя была частью европейской политической системы, находящейся под влиянием Европы. Помимо того, что она была географически частью Европы, поскольку во второй половине 1300-х годов она фактически имела земли в Европе, тот факт, что она является наследницей Восточной Римской империи, которую она заменила, является еще одним аргументом в пользу сохранения ее европейской принадлежности. Более того, тот факт, что этнически коренные анатолийские христиане, греко-римляне и другие коренные народы Анатолии занимают наиболее важное место в среднем этническом составе современного турецкого населения, является еще одним веским аргументом в пользу европейской идентичности Турции.
После географических и этнических связей, конечно же, наиболее важным звеном является то, что Турция в историческом контексте является частью европейской истории. Соперники ли они, враги, союзники или стороны соглашения, государства на территории сегодняшней Турции на византийско-османско-турецкой плоскости всегда были частью европейской истории. Даже если и можно написать историю Европы без этого компонента, она будет неполной. Точно так же написание османско-турецких истории вне европейского контекста было бы натянутым и не соответствовало бы историческим фактам.
Нет сомнения, что наиболее важной связью между османско-турецкой историей и Европой является политическая связь. Даже когда административный антагонизм между ними достиг своего апогея, политическое влияние Европы оказывало большое давление на Османскую империю и определяло ее исторический курс. Однако наиболее значительное воздействие было реализовано в периоды стагнации и регресса, а также реформ и реструктуризации.
События, происходившие в Европе после Вестфальского мира 1648 г., особенно возникновение территориальных государств, ускорение секуляризации международных отношений, установление нынешних основ дипломатических и межгосударственных отношений, глубоко затронули Османскую империю. Французская революция и процесс преобразования территориальных государств в национальные государства, произошедший после нее, затронули как Османскую, так и все европейские монархии. В то время как великие космополитические империи имели тенденцию к распаду или сокращению, та же участь постигла и Османскую империю. Таким образом, мы ясно видим, что Османская империя явно входила в европейскую систему государств. Это наследие, несомненно, перешло к Турецкой Республике.
Одним из наиболее важных показателей политической связи между Османской Турцией и Европой является то, что влияние европейских политических изменений ощущалось в османско-турецком контексте. Это явление существует не только в наше время. Но факт, что он набрал обороты особенно после секуляризации (танзимат)! Утверждение таких идеалов, как гражданственность, государственность, принадлежность к международному праву, свобода-равенство-братство среди интеллектуалов, одновременное включение в политический репертуар лево-марксистских ценностей, а также ценностей демократии и либеральной экономики, корпус прав человека в соответствии с духом времени и количеством турецкого общества. Десятки важных событий и фактов, таких как участие в политической борьбе, могут быть использованы в качестве аргументов в поддержку в контексте Турции в европейскости.
Несмотря на создание Республики после войны за независимость, тот факт, что державы, которые считались другими и врагами в этой войне, легко превратились в новых партнеров и союзников после войны, является политическим выбором, который нельзя объяснить только политическим прагматизмом. Это часть западной ориентации. Несмотря на культурные различия, очевидные общие черты, наблюдаемые во вселенной политических ценностей, связаны с европейским влиянием. Географическое взаимопроникновение и длительное историческое взаимодействие неизбежно привели бы к таким результатам. По словам профессора политической истории Орала Сандера, Турция должна была быть частью европейской системы, как и все государства в этой географии, из-за того, что она была интегрирована с Европой на западной оконечности Анатолийского полуострова.
Эта реальность означала бы, что международная система, возникшая после Второй мировой войны, неизбежно включала бы Турцию. Собственно говоря, так и случилось. Турция стала западноевропейским игроком наряду с Грецией в геополитике холодной войны. Вот почему она была включена в экономические программы восстановления Европы, такие как доктрина Трумэна и план Маршалла. Более того, со своим членством в НАТО она стала частью западной системы обороны и получила очень важное преимущество в обеспечении безопасности собственных границ. Благодаря членству в НАТО она получила защиту от агрессивного советского экспансионизма, возникшего в период с 1945 по 1991 год. Он модернизировал свою армию и еще больше укрепил свою европейскую идентичность, став одним из основателей таких политических институтов, как Совет Европы. Разделение тех же ценностей с европейскими ценностями важно с точки зрения развития, несмотря на всевозможные проблемы с демократией и правами человека.
В Турции прогресс понимался, как дальнейшее укоренение к европейским ценностям. Таким образом, в Турции постоянно развивались основные правила и нормы, такие как ограничение полномочий правительства, верховенство закона, равноправное гражданство, разделение властей и независимая судебная система. Продолжение этого процесса сделало бы Турцию кандидатом на участие в европейском интеграционном проекте и, более того, сделало бы ее частью европейского экономического пространства.
Этот процесс сейчас находится под угрозой больше, чем когда-либо прежде в истории. Я считаю, что это чувство принадлежности подорвано больше, чем в любом другом государстве в его географии. Турция начала плавать в очень опасных водах. Полностью исчез контекст ориентации и принадлежности, который характеризуется как историческая преемственность. Когда Турция стала евразийской и ближневосточной, ее режим стал напоминать режим России и баасистские режимы.
Я хотел бы затронуть этот вопрос в следующих статьях.
Мехмет Эфе Чаман