Президент Садыр Жапаров заранее отрекся от любой ответственности за несчастные случаи, которые могут произойти на шахте в будущем.
Трещина в карьере гигантского золотого рудника Кумтор в Кыргызстане доставляет властям головную боль, тем более что они больше не могут винить в проблемах национальной дойной коровы иностранного инвестора.
В прошлом месяце правительство создало комиссию после того, как компания «Кумтор Голд Компани» (КГК) обнаружила незначительное движение на одном из бортов карьера и приказала пятой части людей, работающих на центральном карьере, уйти в отпуск. Компания также пригласила международных консультантов, чтобы они предложили свой предложени по этой проблеме.
КГК полностью принадлежит государству с тех пор, как в начале апреля было достигнуто соглашение с компанией Centerra Gold со штаб-квартирой в Канаде, что положило конец многолетнему спору. Годом ранее администрация президента Садыра Жапарова забрала рудник под собственное управление, фактически вырвав его у канадских инвесторов, сославшись, по ее словам, на срочную необходимость искоренить нарушения экологических норм и техники безопасности.
Однако в интервью государственному информационному агентству «Кабар» от 30 мая Жапаров, похоже, смирился с авариями, происходящими на «Кумторе», и не желает брать на себя ответственность за них. По его словам, нехватка «настоящих специалистов», работающих на шахте с самого начала проекта, заложила основу для неоднократных несчастных случаев с рабочими.
«Катастрофы будут продолжаться. Ни я, ни Тенгиз Болтурук не виноваты в этом», — сказал Жапаров Кабару, имея в виду своего союзника, канадско-киргизского двойного гражданина, который руководит КГК. – «Когда и что будет, одному Богу известно, не забывайте об этом».
Последний несчастный случай со смертельным исходом на руднике произошел в 2019 году, когда оползень пустой породы погреб под собой двоих рабочих. Тела сотрудников так и не были обнаружены. В то время политики поспешили раскритиковать иностранную компанию.
С тех пор, как в середине прошлого месяца впервые были обнаружены миллиметровые подвижки борта карьера, с рудника было уволено около 40 рабочих. Позиция КГК заключается в том, что проблема не является ни беспрецедентной, ни критической.
Калысбек Рыспаев, глава профсоюза компании, в интервью Eurasianet.org предположил, что проблема была выявлена только благодаря внедренным в прошлом году устройствам для круглосуточного мониторинга движения почвы.
«Раньше такого не было. Специалисты вручную измеряли движение грунта в течение дня», — сказал Рыспаев. – «Кумтор находится в очень сложной геологической структуре. Но я бы не сказал, что происходит что-то из ряда вон выходящее».
В заявлении КГК говорится, что она получила предварительные заверения от одного иностранного консультанта в том, что вертикальный разлом на участке 20 шахты, который будет углубляться и расширяться в случае давления от движения грунта, не достигнет участка 21. Между тем, компания признала, что ситуация в пострадавшем районе карьера может привести к корректировке предыдущей цели по добыче золота в 17,5 тонн на этот год.
Независимый отраслевой эксперт Дуйшонбек Камчыбеков занял менее обнадеживающую позицию. Он сказал кыргызской службе Радио Свобода, что любое расширение существующих трещин может вывести из строя весь центральный карьер.
«Возможно, тогда хорошим результатом в этом году было бы добыча 10 тонн золота вместо 17», — сказал Камчыбеков. Он сказал, что при самом негативном сценарии компания может по-прежнему сосредоточиться на участках за пределами центрального карьера, но они дадут в лучшем случае три тонны золота.
Такой значительный дефицит производства станет огромным ударом для Кыргызстана. В последние годы на Кумтор приходилось более одной десятой всей экономики.
Но это было бы лучше, чем массовая авария, о которой предупреждал бывший вице-президент «Центерры» Даниэль Дежарден в 2021 году, когда «Центерра» была втянута в борьбу с кыргызскими властями после конфискации.
Ссылаясь на фотографии и видео, снятые на шахте, Дежарден сказал, что в центральный карьер попало аномально большое количество воды, что, как он сказал в интервью информационному агентству Bloomberg, может увеличить «угрозу обрушения стены».
Айгерим Тургунбаева, Eurasianet