Турция, страна, претендующая на принадлежность к двум континентам и двум цивилизациям на восточной и западной части евроазиатского континента, унаследовала эти черты от Османской империи. Османы же, в свою очередь, появились на мировой арене как исламизированная форма Византии. Точнее, его становление как великого актора на мировой арене произошло благодаря ее способности синтезировать к культуре Византии ислам. Она взяла на себя уникальную миссию Восточного Рима и стала уравновешивающим фактором на региональном и межкультурном уровне
Хотя принадлежность Турции к кочевым-тюркским народам Средней Азии, вопреки научным, историческим, археологическим, антропологическим, культурным, искусствоведческим и фольклорным фактам, пыталась выдавить из себя византийско-османскую сущность, тело ее отвергло. Попытка создать расистскую среднеазиатскую высшую расу за счет языковой принадлежности, игнорируя функциональную роль языка, была не только нелепой в научном или культурном контексте, но и контрастировала с геополитической и объективно-географической ситуацией. Республика до сих пор все еще находится в муках этого переосмысления.
Центром Османской империи всегда была Европа. Такие центры, как Константинополь, Салоники, Пешт, Крит, Босния, Скопье, София, всегда были важнее Иерусалима, Багдада, Дамаска, Триполи или Каира. Центром империи были древнеримские земли. Точно так же человеческий капитал, который продвигал империю вперед, и прочная культурная, технологическая и бюрократическая основа, на которой она покоилась, были византийскими.
В 2004 году, когда путь интеграции Турции в ЕС был открыт и Анкара получила перспективу полноправного членства, тогдашний президент Франции Жак Ширак подчеркнул европейскую идентичность Турции и сказал: «Мы все дети Византии». Хотя это заявление в то время вызвало критику, на самом деле Мехмед Второй, чеканивший монеты как император Восточной Римской империи 570 лет назад, даже не изменил название Константинополя, а занял политическую позицию в пользу продолжения византийской традиции.
Османские правители — не только султаны, но и князья и чрезвычайно образованный чиновничий класс, прошедший через Эндерун, — знали об этом и, несмотря на свои религиозные различия, гордились этим. Анатолийская география была включена в культурный контекст евро-средиземноморской цивилизации на протяжении всей истории. Так было начиная от древних анатолийских цивилизаций до древней Греции, от Рима до распространения раннего христианства, от Византии до османов. Хотя дети Византии были приучены не гордиться этим, они не могли игнорировать свое лицо, когда смотрели в зеркало. Это лицо каждое утро кричало, что то, что сказано в расистских тезисах истории Турции, было ложью.
Необъяснимым образом османские элиты искали пути развития на Западе, даже если основная идеология государства требовала обратного. Они не могли изолировать себя от центров притяжения Запада, таких как Реформация, Возрождение, модернизация, Промышленная революция и Французская революция. Наоборот, они не пугались развертывания своей страны в плоскости восток-запад, как раскрытых крыльев, летящих к свету. Точно так же, как торговля в Анатолии, где горные хребты спускаются с востока на запад и достигают моря, сделала необходимым интегрироваться с Западом из-за этого естественного географического положения, мы также стали частью Запада и в интеллектуальной сфере.
Поэтому, когда Анатолийский полуостров воспринимался как Запад в геополитике холодной войны, многим это не показалось странным. Чем Анатолия для Рима, тем она для европейской интеграции. По этим причинам НАТО сочленила северную средиземноморскую линию древнеримских земель с Атлантическим океаном. Таким образом, Атлантический союз охватил всю северную линию Средиземноморья и реструктурировал естественные границы Европы с политической и военной необходимостью.
Сегодня, к 2022 году, Турция как никогда стремится быть исключенной из Запада. Такого не было за ее последнюю 500-летнюю историю. Это делают не «западники», а мусульманские дети Византии в Анатолии. Смешивая свои религиозные основы со своими индивидуальными культурными особенностями или геополитической принадлежностью, они входят в число исламистов, подражающих интерпретациям религии, существующем на Аравийском полуострове или в других географических регионах Ближнего Востока, и евразийцев, которые следуют миражу «красного яблока» – воображаемый центральноазиатский миф, и бродят по улице Москва-Тегеран-Пекин.
В этой ментальной вселенной, где авантюризм находится на пике и определяющим фактором являются мечты, а не реальность, очевидно, что тех, кто находится в начале пути, не интересуют успех или неудача. Эта исламистско-евразийская команда, единственной целью которой является удовлетворение собственных интересов, ведет страну к катастрофе, попав в водоворот власти или других мирских амбиций, как их отцы-юнионисты в начале 1900-х годов. Сказки, которые они рассказывают, сумели загипнотизировать их электоральную базу. Страна намного антизападная, антиамериканская, антиевропейская и антиевропейская, чем когда-либо в своей истории. Народы Анатолии, которые не были колонизированы за всю свою историю, , игнорируя уникальную роль, которую предопределила им история, теперь занимают позицию, подобную народам Ближнего Востока или Третьего мира, с их антиколониальными рефлексами, которые были колонизированы, а затем настроены против Запада.
Если вы посмотрите на самых влиятельных акторов восемнадцатого и девятнадцатого веков, одним из десяти лучших акторов была Османская империя. Все эти десять акторов, за исключением Турции, по-прежнему являются наиболее экономически и политически успешными, наиболее научными и технологическими, самыми богатыми странами/сообществами в мире, производящими наибольшую добавленную стоимость. Турция же не может занять привычное место среди этих стран из-за своей системы, которая постоянно прививает комплекс неполноценности. Они подходили на роль постсоветских тюркских республик, которые были не национализированы, а колонизированы и продолжали свое существование под контролем русского царизма и Советов. С другой стороны, они привязаны к позиции в лиге Сирия-Ирак-Египет. Самая большая общность как постсоветской лиги, так и ближневосточной лиги – это их бедность и незнание закона.
Сегодня бедность и беззаконие составляют основу нынешней ситуации в Турции. Однако всего десять лет назад, в 2012 году, Турция была кандидатом в члены ЕС и находилась в гораздо лучшем положении как в экономическом, так и в юридическом плане. Было ли это место идеальным? Конечно нет! Но это невозможно сравнить с сегодняшним днем.
Турция должна восстановить связи между Атлантикой и Анатолией в геополитической, экономической, административной, военной, стратегической и других областях!