За две недели до вступления в силу санкций Евросоюза Россия уже потеряла более 90% своего рынка в северных странах блока, который ранее был опорой поставок из балтийских и арктических терминалов
Ключевые факты
- Россия отправляла всего 95 000 баррелей в день в Роттердам – единственное оставшееся европейское направление морских перевозок за пределами Средиземноморского/Черноморского бассейна – за четыре недели до 18 ноября. По сравнению с более чем 1,2 млн баррелей в день до вторжения войск РФ в Украину в конце февраля.
- Такие государства, как Литва, Франция и Германия, прекратили импорт несколько месяцев назад, а Польша последовала их примеру в сентябре.
- Три четверти загружаемой в балтийские порты России нефти теперь направляются в Азию, а индийские нефтепереработчики скупают баррели, чтобы воспользоваться льготным периодом, предложенным США и Великобританией и, как ожидается, принятым ЕС. Он освободит от санкций грузы, отгружаемые до вступления в силу запрета 5 декабря, при условии, что они будут доставлены до 19 января. Грузы, купленные по ценам выше уровня, установленного G7, потеряют доступ к европейским и британским судам, страховым и другим услугам.
- Общий объем поставок из России упал до девятинедельного минимума в 2,67 млн баррелей в день за семь дней до 18 ноября. Снижение способствовало тому, что недельные доходы Кремля от торговли нефтью упали до самого низкого уровня с начала января.
- Объем нефти на судах, следующих в Китай, Индию и Турцию, три страны, которые стали крупнейшими покупателями перемещенных российских поставок, а также объемы на судах, которые еще должны указать конечный пункт назначения, выросли до рекордных 2,45 млн баррелей в день.
- Морской экспорт сырой нефти из России в европейские страны упал до самого низкого уровня за год, составив в среднем 569 000 баррелей в день. Объем поставок из России в страны Северной Европы упал до нового минимума, при этом Роттердам остается единственным пунктом назначения для поставок в регион уже девятую неделю.
Контекст
ЕС ввел санкции в отношении морского импорта российской нефти, которые вступят в силу 5 декабря. В тот же день ЕС и Великобритания намерены запретить своим компаниям осуществлять перевозку, финансирование и страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, исключение будут делать для нефти, которая дешевле установленного ценового потолка.
Недавно страны «Большой семерки» договорились об установлении ценового ограничения на российскую нефть и нефтепродукты.
Недавно Reuters сообщил, что Россия может в значительной степени обойти ограничение цен на нефть от G7, в частности РФ может получить доступ к достаточному количеству танкеров, чтобы отгружать большую часть своей нефти за пределами досягаемости новой ценовой границы стран «Большой семерки».
В последние месяцы Индия и Китай увеличили закупку российской нефти с большими скидками, но ни одна из них не поддержала ограничения. Впоследствии Индия заявила, что рассмотрит этот план.
Российские морские перевозки сырой нефти на прошлой неделе подскочили до пятимесячного максимума, поскольку судам, покидающим балтийские и арктические порты, не хватает времени, чтобы добраться до ключевых пунктов назначения до вступления в силу санкций Европейского союза.
Страны G7 и Австралия договорились установить предельную цену на российскую сырую нефть на фиксированном уровне, а не на изменяющемся, плавающем в зависимости от базовых цен на нефть, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. Пока непонятно, на каком уровне будет установлена цена, но это будет фиксированная цифра, а не дисконт по Brent, заявил источник. Официальные лица США согласились установить ограничения на сырую нефть выше $60 за баррель, что повысит шансы на то, что Россия продаст хотя бы часть своего экспорта в рамках ограничений.