Реформа системы правосудия в Кыргызстане по сути продолжается столько же, сколько существует независимость нашего государства. За это время менялись нормативные документы, обеспечивающие правосудие в стране, трансформировались государственные институты, реализующие этот аспект общественной жизни. Но важно, как реформа стремится изменить систему правосудия и почему

Релевантный проект

Проект предусматривает создание национальной электронной платформы для координации, планирования и обмена информацией и данными между НПО, работающими в системе мониторинга. Также планируется обучение и наставничество активистов и членов НПО, внедрение целевого фонда субгрантов для поддержки отобранных НПО, которые займутся мониторингом различных аспектов системы правосудия. Эти планы включают работу с различными группами правообладателей (особенно с социально уязвимыми слоями, жителями регионов, людьми с низкими доходами), мониторинг применения условного осуждения и некоторых новых правовых механизмов. Проект ориентирован на все сферы осуществления правосудия и его результаты будут активно освещаться в прессе.

Доверие граждан как индикатор реформ

Доверие граждан к институтам сектора правосудия является основным индикатором эффективности реформ. Граждане должны быть информированы, почему те или иные институты и акты подлежат изменениям, и должны быть вовлечены в процесс, так как именно граждане являются конечными пользователями реформ.

Председатель Верховного суда Кыргызстана Замирбек Базарбеков заметил: “Надо, чтобы дисциплинарная и правоохранительная системы повернулись лицом к простому человеку. Даже очень простые вещи – например замена в судах железных клеток на стеклянные будки – могут стать шагами в сторону гуманизации системы”.

Целью любой реформы должно являться улучшение работы системы правосудия и следственных органов, повышение уровня доверия населения к работе всех компонентов сектора правосудия. Для всестороннего видения и понимания проблем системы правосудия необходим независимый от власти мониторинг, который может показать “слепые зоны”. Именно поэтому такое большое значение имеет гражданский мониторинг сектора правосудия и изменений в нем. Нужны другая точка зрения и видение проблем, которые гражданский сектор может обеспечить благодаря своей узкой специализации в определенных вопросах, а также работе с уязвимыми группами населения.

Совместная миссия

Неизбывной тенденцией последних лет стало недоверие между представителями гражданского общества и государственных органов. Настороженность и негативное восприятие максимально затрудняют решение совместных задач, а между тем именно сотрудничество могло бы принести большие результаты.

27-28 февраля в Бишкеке проходит конференция на тему “Акыйкат кареги – методологические решения для мониторинга уголовного правосудия“.

Приветствуя собравшихся, Мэрилин Йосефсон, посол Европейского союза в Кыргызстане, сказала: “Для меня большая честь и удовольствие присутствовать здесь сегодня, чтобы напомнить о важности организаций гражданского общества для мониторинга законодательства в Кыргызстане. Организации гражданского общества играют важнейшую роль в продвижении и защите прав человека, надлежащем управлении и верховенстве закона. Они необходимы для того, чтобы голоса граждан были услышаны и чтобы руководство страны несло ответственность за свои действия. В Кыргызстане организации гражданского общества продолжают играть жизненно важную роль в развитии демократической системы. А их роль в мониторинге законодательства имеет решающее значение для поддержания его целостности и легитимности. Организации гражданского общества также играют важную роль в мониторинге аспектов законодательства, предоставляя гражданам платформу для участия в законодательных процессах и высказывания своего мнения. Они проводят исследования и анализ предлагаемых законов, а также оказывают юридическую помощь отдельным лицам”.

Участники конференции представляют и обсуждают методологию мониторинга сектора правосудия, разработанную в рамках вышеупомянутого проекта, как инструмент, помогающий гражданскому обществу оценить проблемы в этой важной сфере и предоставить рекомендации.

Как отметила Рейчел Гасовски, директор программ IPHR в Центральной Азии: “В любом обществе гражданское общество играет важнейшую роль в мониторинге государственных решений, политики и практики и в указании на то, что работает, но и на то, что не работает, выступая от имени тех, кто не может этого сделать, и освещая то, как государственная политика и процессы реформ влияют на уязвимые слои населения. Эти сдержки и противовесы важны для обеспечения хорошего функционирования общества. А обеспечение пространства для конструктивного и критического диалога между государственными субъектами и гражданским обществом является одной из ключевых обязанностей властей”.

Методология фокусируется в основном на сфере уголовного правосудия и была разработана на основе международных стандартов и лучших практик. Национальные и международные эксперты проводят обсуждение областей, которые охватываются и анализируются методологией. В мероприятии принимают участие представители государственных структур, эксперты, журналисты, лидеры организаций гражданского общества, активно работающие в сфере мониторинга и базирующиеся в Бишкеке и за его пределами.

Омбудсмен Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова тоже приветствовала собравшихся. “Более чем за 30 лет независимости страны система защиты прав и правосудия не поменялась. Меня как омбудсмена и юриста это уже, к сожалению, не возмущает, а больше смущает.

Красивые отчёты о реформах ложатся на стол президенту, парламентариям, но люди продолжают жаловаться на несправедливость. Ни одна реформа системы правосудия не повернула Фемиду лицом к обычному человеку. Госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, судов, адвокаты вместо ответственного исполнения своих обязанностей, предоставления качественных консультаций, ответов гражданам спешат отделаться от них отписками, отказами, а порой даже хамством и введением в заблуждение.

Поэтому я считаю, что пора обычным людям, гражданскому обществу провести ревизию и оценку всех реформ, которые произошли в стране за это время, оценить эффективность бесконечных поправок в законы. Заметьте, на все вышесказанное государство тратит очень большие деньги, время, а правоприменительная практика, судебная в том числе, остаётся прежней. Можно много раз поменять законы, но пока практика двойных стандартов, вольного толкования и коррупционных схем не будет искоренена – всё останется по-прежнему.

Вот яркие примеры: более 2 лет не получается добиться ареста сотрудников правоохранительных органов в Джалал-Абадской области по делу о применении пыток – судебные процессы постоянно переносятся. И тут же мы видим рьяную работу судебной системы в отношении молодых блогеров, женщин-активистов, журналистов, правозащитников. Суды в кратчайшие сроки принимают решения об их аресте, изъятии имущества, выдворении из страны и за несколько месяцев выносят окончательный вердикт. Граждане не доверяют правоохранительным органам, судам, худшее – это то, что наши дети-тинейджеры потеряли веру в правосудие, справедливость, в систему государственной защиты”, – поделилась Акыйкатчы Кыргызской Республики.

Председатель общественного фонда “Юристы за права человека” Асель Койлубаева подчеркнула: “Этот проект имеет особую ценность для гражданского общества. Мы видим, что нам необходимо повышать свой потенциал, чтобы объективно выявлять острые проблемы, предоставлять рекомендации системе правосудия. В правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга и не должны противостоять. У нас общая задача – добиваться верховенства закона и соблюдения прав человека. Надеюсь, что проект даст возможности строить взаимодействие со всеми сторонами”.

Начало диалога должно принести свои результаты. В любом случае эффективная реформа сектора правосудия возможна только при участии гражданского общества. Символично, что конференция стартовала во Всемирный день НПО, который отмечается 27 февраля.

kaktus.media