Администрация Байдена использует уроки, извлеченные из контроля над Россией во время войны на Украине, чтобы попытаться ограничить военные и технологические достижения Китая
Когда почти пять месяцев назад российские войска вторглись в Украину, администрация Байдена вынудила к тому, что десятки правительств запретили экспорт передовых технологий в Россию, чтобы затормозить ее экономическое и военное развитие.
Теперь правительство США использует уроки, извлеченные из этих действий, для расширения ограничений поставок на экспорт в Китай и другие страны компаниям или группам, деятельность которых могут угрожать национальной безопасности США или нарушать права человека. Об этом говорят нынешние и бывшие американские официальные лица. Президент Байден и его помощники называют Китай самым большим долгосрочным соперником Соединенных Штатов, превосходящим Россию.
Усилия включают расширение обстоятельств, при которых будет введен так называемый экспортный контроль, и привлечение к санкциям стран-партнеров. Он также направлен на то, чтобы переопределить, какие технологии считаются чувствительными или критически важными и потенциально полезными для вооруженных сил и служб безопасности — например, чтобы охватить такие вещи, как искусственный интеллект.
Пытаясь разработать стратегию в отношении Китая, официальные лица США не только рассматривают традиционное использование технологий в военных целях, но также переосмысливают роль китайских компаний в создании цифрового концлагеря или создании инфраструктуры безопасности, а также в использовании лагерей принудительного труда для подавления этнических меньшинств в таких регионах, как Синьцзян и Тибет.
«Поскольку Китай стал более агрессивным, воинственным, более активным в своем технологическом секторе, важность управления отношений с Китаем через экспортный контроль возросла», — заявил Алан Ф. Эстевес, глава Бюро промышленности и безопасности, подразделения в Министерство торговли, отвечающее за экспортный контроль, в прошлом месяце на мероприятии, организованном Центром новой американской безопасности.
«Нам необходимо обеспечить сохранение технологического превосходства США», — сказал он. – «Другими словами, Китай не может создавать технологии, которые он затем будет использовать против нас или против своих соседей, в любом конфликте».
Американские официальные лица говорят, что использование экспортного контроля в отношении России является, пожалуй, самым большим успехом в масштабной кампании экономических санкций против президента Владимира Путина и его вооруженных сил. Соединенные Штаты и их партнеры ввели широкие ограничения на отправку в Россию полупроводников, деталей для самолетов, оборудования для нефтегазовой промышленности и других товаров, стремясь нанести ущерб стратегическим отраслям российской военной экономики.
С Китаем усилия были более целенаправленными. Чиновники говорят, что их цель не в том, чтобы ослабить экономику Китая в целом, а в том, чтобы ограничить доступ Китая к технологиям, которые будут способствовать его военному и научному прогрессу. По словам официальных лиц США, это само по себе может помочь предотвратить вооруженный конфликт.
«Моя цель — помешать Китаю использовать эту технологию для развития своих вооруженных сил, модернизации своих вооруженных сил», — сказал г-н Эстевес, также бывший чиновник Пентагона, журналистам на прошлой неделе на политической конференции Министерства торговли в Вашингтоне, имея в виду передовые технологии. полупроводниковые чипы, искусственный интеллект и квантовые вычисления.
Но Китай является второй по величине экономикой в мире, и любые торговые ограничения в отношении него будут сопряжены с гораздо большими рисками, чем те, которые введены в отношении России. Американские руководители предупреждают, что строгий экспортный контроль может нанести серьезный ущерб мировой торговле, а также спровоцировать Китай ввести свои собственные ограничения на некоторые из важнейших продуктов, которые он поставляет в Соединенные Штаты и другие страны, включая некоторые полезные ископаемые.
А широкое использование контроля может подорвать американское технологическое лидерство и господство на рынке в долгосрочной перспективе, побуждая иностранных клиентов искать другие источники поставок.
Но Джина Раймондо, министр торговли, заявила на политической конференции, что экспортный контроль «находится в центре усилий, обеспечивающих лучшую защиту нашей демократии».
Она подчеркнула влияние мер контроля на Россию, заявив, что глобальный экспорт полупроводников в страну сократился на 90 процентов и что ее парк коммерческих самолетов скоро может быть уничтожен. «Мы также знаем, что другой автократический режим — Китай — внимательно следит за нашей реакцией», — добавила она.
Администрация Байдена во вторник внесла пять китайских компаний в черный список экспортеров за то, что они продолжают поддерживать оборонно-промышленный сектор России. Это был первый случай, когда правительство США приняло меры против китайских компаний за помощь России с тех пор, как в феврале началась война на Украине, хотя американские официальные лица говорят, что китайское правительство и большинство компаний, похоже, соблюдают введенные США санкции.
Администрация Байдена вдвое усилила политику администрации Трампа по использованию экспортного контроля в качестве дубины против китайских компаний.
В 2018 году Конгресс принял закон, требующий от Министерства торговли расширить контроль над конфиденциальными американскими технологиями, которые передаются за границу.
Хотя некоторые законодатели говорят, что правительство продвигается в этом вопросе слишком медленно, департамент администрации Трампа и администрации Байдена агрессивно использует более целенаправленный инструмент, называемый списком организаций, который отсекает иностранные компании и организации от американских технологий.
Администрация Трампа включила в этот список две известные китайские технологические компании Huawei и SMIC.
До того, как Россия вторглась в Украину, Министерство торговли под руководством г-на Байдена добавляло в список китайские компании и организации гораздо быстрее, чем компании и организации из любой другой страны. Согласно новым данным, предоставленным агентством The New York Times, из 475 иностранных организаций, добавленных с января 2021 года, 107 находятся в Китае. Напротив, перед войной администрация включила в список 23 российских предприятия, а затем быстро добавила 252, в дополнение к наложению более широких ограничений на целые категории технологических товаров.
Администрация также внесла в черный список компании, базирующиеся в Пакистане, Беларуси, Мьянме, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и Великобритании, но их число намного меньше.
Официальные лица США сочли, что большинство находящихся в Китае организаций, перечисленных при администрации Байдена, имеют военную направленность или причастны к систематическим нарушениям прав человека. У некоторых есть подозрительные связи с Ираном, Северной Кореей и Пакистаном, странами с ядерными программами, которые Соединенные Штаты пытаются сдерживать, говорят официальные лица США. Некоторые связаны с агрессивными действиями на спорной территории в Южно-Китайском море .
Соединенные Штаты также распространили действие своих экспортных ограничений далеко за пределы США. Он запретил компаниям в любой точке мира экспортировать определенные товары, если они изготовлены по американским технологиям, некоторым перечисленным организациям, в том числе российским военным группам и китайской телекоммуникационной компании Huawei. Соединенные Штаты также могут ограничить экспорт перечисленным организациям иностранных товаров, содержащих определенное количество американской продукции.
«Один из уроков использования этого инструмента с Huawei заключается в том, что он может быть довольно мощным механизмом», — сказал Сэмм Сакс, исследователь технологической политики Йельской школы права и Новой Америки. – «Он охватывает множество поставщиков из третьих стран».
Некоторые американские законодатели говорят, что дальнейшие технологические ограничения станут мощным инструментом против Пекина, и что угрозы расширить этот контроль могут помочь сдержать потенциальные враждебные действия китайских лидеров по отношению к Тайваню. Но некоторые аналитики предупреждают о возможном возмездии со стороны Китая.
«Поскольку Соединенные Штаты продолжают использовать экстерриториальный охват своих правил, растущая угроза регулятивной «гонки вооружений», особенно с Китаем, усугубляет и без того непростую деловую среду», — сказала Жаннет Чу, старший сотрудник Центра стратегических исследований. и международных исследований.
«Сегодняшний характер экспортного контроля и санкций по принципу «око за око» рискует подорвать эффективность экспортного контроля и привести политиков к ограничению возможностей для маневра», — добавила она.
Хотя китайское правительство осуждает использование Вашингтоном санкций, оно все чаще применяет собственную форму экономических наказаний, чтобы нанести ущерб странам, которые занимают позицию, противоречащую политическим взглядам Пекина. Недавние цели включают Австралию , Японию, Южную Корею и Норвегию. Когда в прошлом году Литва разрешила Тайваню открыть представительство в своей столице, Китай прекратил как экспорт в Литву, так и импорт.
В июне 2021 года Пекин принял «Закон о борьбе с иностранными санкциями», направленный на наказание компаний и частных лиц, которые соблюдают иностранные санкции против Китая. А у китайского правительства есть закон об экспортном контроле, который можно широко использовать.
Китай отстает от США во многих технологических областях, но быстро догоняет его. В некоторых областях — например, биотехнологии, связи искусственного интеллекта и 5G — Китай находится на переднем крае или рядом с ним. И в ближайшие несколько лет она обгонит Соединенные Штаты по сумме национальных расходов на исследования и разработки.
«Научные и технологические инновации стали главным полем битвы в международном стратегическом состязании, а конкуренция вокруг командных высот науки и техники беспрецедентно остра», — заявил председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении в мае 2021 года.
Представители администрации Байдена говорят, что экспортный контроль, введенный в отношении России, показывает, что сила американских действий зависит от координации со странами-партнерами.
На демократическом саммите г-на Байдена в декабре 2021 года Соединенные Штаты, Австралия, Дания и Норвегия объявили, что они начнут разработку новой программы политики экспортного контроля, чтобы ограничить доступ технологий к авторитарным правительствам, причастным к нарушениям прав человека. Соединенные Штаты ведут и другие дискуссии в рамках своего торгового и технологического диалога с Европейским союзом.
Наиболее известный в настоящее время глобальный экспортный режим, Вассенаарские договоренности , предназначен для контроля над продажей технологий, которые могут использоваться как в военных, так и в коммерческих целях, но критики говорят, что у него есть недостатки, в том числе то, что Россия является его участником.
Как заявил в прошлом месяце г-н Эстевес, любая новая многосторонняя система экспортного контроля должна создаваться совместно с партнерами, чтобы многие страны вводили одинаковые ограничения. «Как всем известно, если перекрыть половину реки, вода все равно течет», — добавил он.
Но Мартин Чорземпа, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, предупредил, что многие страны, имеющие тесные торговые связи с Китаем, могут сопротивляться попыткам ввести в стране широкий экспортный контроль.
«Я не думаю, что вы увидите тот уровень единодушия, который будет иметь санкции в отношении России, так что это может привести к расколу коалиции», — сказал он.
А возможность дальнейших ограничений в отношении Китая уже вызывает некоторую озабоченность у американских руководителей бизнеса.
Майрон Бриллиант, исполнительный вице-президент Торговой палаты США, сказал, что бизнес-сообщество «твердо поддерживало многостороннее применение санкций против России, учитывая неспровоцированное и жестокое вторжение этой страны в Украину», но что взгляды на Китай были противоречивыми, «более сложными и нюансированными».
«Бизнес-сообщество глубоко обеспокоено хищнической политикой Китая и политикой искажения показателей рынка, но мы также должны признать, что две крупнейшие экономики очень интегрированы», — сказал он. – «Поэтому влияние широкого разъединения или обширных санкций в отношении Китая будет гораздо более дестабилизирующим».
Эдвард Вонг — дипломатический корреспондент, работавший с The Times более 22 лет в Нью-Йорке, Багдаде, Пекине и Вашингтоне. Получил премию Ливингстона и был в команде финалистов Пулитцеровской премии за освещение войны в Ираке. Он был научным сотрудником Нимана в Гарварде и приглашенным профессором журналистики в Принстоне и Калифорнийском университете в Беркли.@евонг
Ана Суонсон работает в Вашингтонском бюро и освещает вопросы торговли и международной экономики для The Times. Ранее она работала в The Washington Post, где писала о торговле, Федеральной резервной системе и экономике.@Ана Суонсон