Оружие и подготовка союзников по НАТО будут иметь решающее значение, в то время как первые атаки будут направлены на поиск слабых мест России
После нескольких месяцев поставок нового оружия с Запада Украина готова нанести ответный удар российским силам вторжения в ближайшие недели. Это очень рискованная кампания, которая определит ход последующих сражений и возможных мирных переговоров.
Оперативные планы Украины остаются конфиденциальными, но некоторые аспекты того, что предстоит сделать, можно различить, если взглянуть на технику, которая есть или которой не имеет каждая сторона, и на их недавние боевые действия. Обе стороны борются за приоритет и расходуют боеприпасы со скоростью, невиданной со времен двух мировых войн.
По словам стратегов, Украине, чтобы добиться успеха в борьбе с более мощными ресурсами и укрепленной обороной России, потребуется сочетание натиска и удачи, чтобы найти и быстро использовать слабые места. В то время как киевские силы более мотивированы и в некоторых случаях лучше вооружены, чем войска Москвы, у России были месяцы, чтобы подготовиться к украинскому нападению, и она продемонстрировала большую готовность расходовать жизни и технику.
«Это будет очень, очень сложно, — сказал в интервью премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий . — Большой потенциал и жестокую силу русских нельзя недооценивать».
Украинские военные в течение нескольких месяцев тренировались в Западной Европе и США, чтобы использовать современное оборудование и действовать на поле боя в составе крупных формирований. Перспективы Киева будут зависеть от его способности координировать различные виды войск, включая артиллерийские части, танковые корпуса и пехоту, в так называемых общевойсковых маневрах.
Несмотря на обучение и приток техники Организации Североатлантического договора, Украина не сможет начать штурм в стиле НАТО, потому что ни одна из сторон не контролирует украинское небо. Чтобы выбить окопавшегося врага, как хочет сделать Украина, атака по учебнику для вооруженных сил США и их союзников должна начаться с массированной воздушной атаки с использованием самолетов и крылатых ракет. Именно так США выиграли обе войны в Ираке.
«Мы бы атаковали с воздуха и установили бы превосходство в воздухе», — сказал Джон Нагл , подполковник армии США в отставке, который сейчас является адъюнкт-профессором боевых действий в Военном колледже армии США. В Украине, говорит он, ни одна из сторон не имеет реального преимущества в авиации.
По словам Нагла, у Украины есть лишь ограниченное количество истребителей и боевых вертолетов для развертывания, и она нуждается в их защите, поэтому вряд ли будет рисковать ими в лобовой атаке российских войск.
Вместо этого, говорят стратеги, Украина, вероятно, предпримет крупную атаку — или несколько небольших атак — с использованием высокоточного оружия дальнего действия наземного базирования, включая ракеты и артиллерию, большая часть которых пожертвована западными союзниками. Американские мобильные ракетные установки M142 Himars или M270 и большие пушки, такие как гаубицы, могут стрелять фугасными снарядами со спутниковым наведением на расстояние до 80 километров.
Этот диапазон в сочетании с разведданными из украинских и западных источников должен позволить Киеву нацеливаться на российские силы далеко за линией фронта. Украинские войска за последний год нанесли массированные удары по российским базам материально-технического снабжения, командным центрам и линиям снабжения. Цель таких ударов — изолировать подразделения на поле боя, подорвать их боеспособность и посеять смятение в рядах русских.
После первоначального артиллерийского и ракетного обстрела украинские сухопутные войска, скорее всего, будут продвигаться большими силами, как и американские войска. Большая разница в том, что силы США или союзников будут возглавлять авангард современных основных боевых танков, а у украинских войск их будет лишь небольшое количество.
Великобритания пообещала поставить 14 своих танков Challenger 2, и по меньшей мере 22 танка Leopard немецкого производства прибывают из Польши и Норвегии, а в ближайшее время ожидается еще больше из других стран, включая Германию.
США пообещали танки M1 Abrams, но их поступление ожидается только в конце этого года.
Украина также имеет несколько сотен танков советской эпохи из собственных арсеналов, подаренных бывшими соседями по Варшавскому договору и захваченных у российских войск. Сколько Киев потерял в боях, неясно.
В то время как этим старым моделям не хватает брони западных танков или способности прицеливаться и вести огонь на ходу, многие из них были модернизированы Украиной или ее союзниками некоторым современным оборудованием, таким как приборы ночного видения, компьютеры наведения и защищенная связь.
За волной танков, скорее всего, последуют десятки боевых бронированных машин. Некоторые из них, такие как французские AMX-10 и американские боевые машины Bradley , напоминают танки благодаря своим гусеницам или орудийным башням. Bradley вооружен огромным пулеметом, способным делать до 300 выстрелов в минуту и уничтожать российский танк Т-72 с расстояния более мили. Он также несет противотанковые ракеты TOW, которые могут уничтожить цель с расстояния более 3 км.
Позади или рядом с этими машинами с большими орудиями Украина, скорее всего, развернет бронетранспортеры, такие как поставленные США «Страйкеры». Быстрые и мобильные восьмиколесные машины могут перевозить пехотинцев для захвата и удержания территории или для отражения российской пехоты, которая может угрожать украинским силам.
«Хотя я бы предпочел М1, правда в том, что боевые машины пехоты способны нанести большой урон», — сказал г-н Нагл.
Джон Спенсер , председатель отдела исследований боевых действий в городах аналитического центра Madison Policy Forum в Нью-Йорке, сказал, что достижение ощутимого прогресса сейчас — до того, как появится другое вооружение, такое как танки «Абрамс», — важно для сохранения поддержки Запада.
«Украинское весеннее наступление с «Леопардами» и «Брэдли» во главе принесет им больше пользы в альянсах, чем любая фактическая территория, которую они отвоюют, — сказал он. — В Украине должно быть движение вперед и должны быть победы».
Куда Украина нанесет удар российским войскам, остается неизвестным. Спенсер сказал, что Киев, скорее всего, будет проявлять гибкость, пытаясь найти самые слабые оборонительные сооружения России и придерживать ударные силы, которые можно развернуть в другом месте. Он сказал, что эта стратегия позволила украинцам отвоевать тысячи квадратных миль на северо-востоке Харьковской области прошлой осенью после того, как в течение нескольких месяцев сообщалось, что они начнут атаку в южной части Херсонской области.
Филлипс О’Брайен, профессор стратегических исследований в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии, сказал, что Киев хотел бы перерезать сухопутный коридор, который Россия установила вдоль юго-востока Украины, продвигаясь из Запорожья в сторону Мелитополя и Азовского моря. Успех разделит российские силы пополам и перережет пути снабжения тех, кто продвинулся дальше на запад, в направлении оккупированного Россией Крымского полуострова.
Москва, предвидя такое нападение, потратила месяцы на строительство оборонительных укреплений в Запорожской области, что, по мнению некоторых аналитиков, может побудить украинцев вместо этого попробовать другой подход.
«Одна вещь, в которой они преуспели, — это увидеть, где они могут воспользоваться более слабыми местами в российской обороне, — сказал г-н О’Брайен об украинцах. —Главное — добиться успеха».
По словам Нагла, физическая защита является препятствием только в том случае, если она хорошо защищена. По его словам, если российские войска не смогут защитить траншеи, Украина может снести их бульдозерами и продвигаться вперед.
О’Брайен сказал, что он обеспокоен тем, что поставки оружия с Запада могут заставить Украину начать наступление без всех возможностей, необходимых для успеха, особенно оружия большей дальности, которое могло бы помочь перерезать российские пути снабжения. С прошлого года Украина запросила у США армейскую тактическую ракетную систему или ATACMS, дальность действия которой составляет около 190 миль.
Администрация Байдена, которая пообещала Украине оружие и другую помощь в области безопасности на сумму более 32 миллиардов долларов, отказалась предоставить ATACMS из-за опасений, что Украина может использовать ее для удара по территории России и разжигания более широкого конфликта с Западом.
Но Николай Белесков , научный сотрудник киевского Национального института стратегических исследований, поддерживаемого правительством аналитического центра, сказал, что долгая борьба за Бахмут истощила русских, что потенциально дает Украине шанс добиться прогресса.
«Теперь может открыться уникальное окно возможностей для наступления, когда Россия ослаблена из-за ее неудачного наступления и перед новым возможным раундом российской мобилизации», — сказал он. Но он добавил, что обе стороны теперь столкнулись с одной и той же проблемой после года боевых действий: «трудно мобилизовать ресурсы для поддержания того же уровня боевых действий».