8 января 2021 года Садыр Жапаров официально вступил в должность президента. Какие промежуточные итоги можно подвести? Какие прогнозы можно строить на ближайшие несколько лет с учетом тенденций, которые создало президентское окружение?
Аида Алымбаева, политолог
– За последние два года показатели по всем демократическим завоеваниям ухудшились. Это указано в индексах международных организациях. Например, в 2022 году исследовательское и аналитическое подразделение Economist Group – The Economist Intelligence Unit причислило Кыргызстан к авторитарным странам. Демократические ценности, которые мы завоевывали на протяжении более 30 лет, включая две революции и гибель наших граждан, сведены к нулю. Впервые за 20 лет нас причислили к авторитарным странам наряду с Таджикистаном и Туркменистаном. Это опасное явление. Свобода слова, свобода выражения мнения, права человека – все это на грани потери.
Власти не указывают ориентиров и целей, к которым страна бы двигалась. Мы видим, что все действия руководства страны продиктованы целью удержаться у власти как можно дольше. Отсюда и их несистемные решения.
Экономические показатели тоже сложно назвать воодушевляющими, не видим никаких радикальных улучшений. Да, есть какие-то волевые решения, например, повышение пенсии, зарплат, но все это дает лишь краткосрочный эффект. Системных изменений нет, инвесторы не идут в нашу страну в связи с высоким уровнем коррупции в судебной системе, а также во всем госуправлении.
Но главное, власти не идут на диалог с политическими группами. Это мы видим на примере решения по Кемпир-Абадскому водохранилищу. С учетом этих тенденций сложно строить оптимистические прогнозы на будущее, а часть граждан уже потеряли надежду на лучшее будущее в стране.
Эмиль Джураев, политолог
– По итогам двух лет очень трудно сказать, что было сделано или завершено из инициатив президента. Можно лишь говорить о его настрое, подходах и привычках. Его правление началось с того, что продемонстрировало крайнюю решительность, готовность на радикальные меры по изменению политической жизни, госустройства, продемонстрировало и способность долго не думать и не топтаться на месте в раздумье. Это особенно сказалось на одном из достижений, если его можно так назвать, – национализация “Кумтора”. То, что более 20 лет муссировалось и являлось чуть ли не главным камнем преткновения в политике Кыргызстана, было наконец национализировано. Правда, по нему остаются много вопросов, и никак не факт, что наша страна в выигрыше. Поэтому пусть пока этот вопрос назовем относительным успехом.
Эти два года мы лицезрели импульсивность Жапарова. Импульсивность эта характерна не только для президента, но и для ряда довольно влиятельных лиц в его команде. Решительность часто переходила в плохо обдуманные решения, которые были очевидны для обозревателей.
Увидели слабо слаженную командность в его работе, которая часто сказывалась в текучке специалистов. Самый, наверное, показательный пример – это смена руководства мэрии Бишкека и других структур. Ничего этого не должно было быть, ведь поэтому ради этого и централизовали власть, провели конституционную реформу для усиления президентской власти. Но эта болезнь, то есть безответственность, в управлении Кыргызстаном продолжается. И, конечно же, мы видим неготовность властей слышать и воспринимать критику. Критика бывает разной: конструктивной, дипломатичной, резкой. Но в истории Кыргызстана нынешняя степень нетерпимости не так часто встречалась, возможно, какое-то время такая нетерпимость была при Атамбаеве. Но такая нетерпимость, неуравновешенность, готовность отвечать постами в Facebook или выступлениями в государственных СМИ – необдуманными словами или эпитетами – стало характерным для Жапарова и его спикеров.
В целом говорить о серьезных достижениях, улучшениях чего-либо довольно трудно. Возможно, на это влияет и общая обстановка, ведь мировая, региональная ситуация довольно сложная, но тем не менее… Вряд ли можно называть увеличение зарплаты серьезным достижением. После громких заявлений об увеличении выплат мы слышим жалобы людей. Такое ощущение, что просто деньги из одного кармана перекладывают в другой, а не увеличиваются.
Так как характерной чертой этого руководства является решительность, которая часто граничит с импульсивностью и необдуманностью, то очень трудно прогнозировать что-то поступательное, многолетнее и конструктивное на следующие несколько лет.
Понятно, что есть какие-то крупные проекты. Например, строительство железной дороги “Китай – Кыргызстан – Узбекистан” или строительство Камбар-Атинской ГЭС, реализация которых закладывалась много лет предыдущими руководителями. Но в целом тревожно, потому что эти два года показали, что тренд идет в сторону сужения свободы граждан, свободы слова, выражения мнения, тренд идет в сторону все большей нетерпимости к критике и альтернативному мнению не только среди журналистов, но и в самой власти.
Тренд идет в сторону необоснованного популизма, где власть вольна рукоплескать и поздравлять себя с очередным достижением, при этом доказательств этих достижений никому не показывает. Здесь можно увидеть и другой тренд – это негласность, сужение механизмов транспарентности в управлении, в экономике. Все это приведет к авторитарному управлению.
Я полагаю, что народ у нас довольно разнообразный – и если для части населения открывается некая правда о провалах, то у другой части населения, непрестанно слушающего и видящего самовосхваления власти, складывается впечатление о благополучии в стране. Кстати, за эти два года в нашем обществе обнаружилось крайне поверхностное понимание того, как государство работает и как можно и нужно управлять. Очень часто представление народа основывается на поверхностных постах и репликах президента, поэтому трудно сказать, что у народа сформировалось критическое представление о реальном положении дел в стране.
Кредит доверия этих людей будет продолжаться столько, сколько он будет подпитываться “пряниками” в виде повышения зарплат, ведь на голодный желудок трудно поддерживать властей.
Поэтому руководству страны нужно в приоритет ставить экономику, поддержку экономически активной части населения, а не заниматься гонением на журналистов и гражданских активистов.
Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований
– Среди достижений я бы отметил то, что Садыр Жапаров принял решения по целому ряду вопросов, которые годами не двигались с места. Например, по “Кумтору”, по проекту строительства железной дороги “Китай – Кыргызстан – Узбекистан”, а также по вопросам, которые являются трудными, но решать их надо было уже давно – это и повышение тарифов на электричество, введение ОСАГО и тому подобное.
В целом надо отметить, что при Садыре Жапарове решения принимаются более оперативно, чем раньше.
Думаю, что власть продолжит политику на улучшение администрирования сбора налогов, повышение наполняемости бюджета и за счет этого осуществление экономических и социальных проектов в стране. Пока это получается относительно неплохо, хотя проблемы тоже видны.
В реальном секторе экономики есть много хороших проектов, и если их реально запустят, то можно ожидать большой прорыв для страны. Если же крупные стратегические проекты так и останутся на бумаге, то отношение общественности к власти может существенно измениться в негативную сторону. Особенно это важно на фоне роста выплат по внешнему долгу и росту бюджетного дефицита.
Что касается недостатков, то следует отметить, что нередко решения принимаются без должной проработки. Поэтому они часто меняются и не доводятся до конца. Это хорошо заметно, например, по кадровой политике, где министров, мэров городов и других чиновников меняют как перчатки.
Но главным недостатком я бы отметил сужение плюральности политической системы и сокращение демократических свобод. Такой тренд вызывает наибольшую тревогу, и он опасен как для оппозиции, так и для самой власти. Всегда лучше иметь открытый диалог, чем скрытую борьбу.
К сожалению, судебная система за 30 лет так и не стала независимой ветвью власти, и сейчас пока тоже не видно, когда она будет таковой.
Уровень политической культуры, демократические свободы, на мой взгляд, снизились. То, что многие стали предпочитать молчать, вместо того чтобы открыто говорить, не означает, что все стали согласны с властью. Просто стали бояться говорить. Страх не является хорошим стимулом для развития.
У нынешней власти есть относительно широкая социальная поддержка, и надо эту поддержку использовать для позитивного развития, а не негативного, к которым я отношу страх. Что касается экономических показателей, то если судить по цифрам Нацстаткома, то все хорошо. Но вместе с тем я вижу, как цены практически на все растут быстрыми темпами, а значит в реальности люди не сильно богатеют. Пока я бы описал экономическое положение в стране так – много движений, а результаты пока только ожидаются, и какими они будут на самом деле, станет понятно в ближайшие год-два.
Медет Тюлегенов, политолог
– Два года прошло, позитивных изменений за это время сложно увидеть. Что-то позитивное, обнадеживающее было в начальном периоде, кода удавалось выстраивать равноудаленную геополитическую направленность. Но с прошлого года на фоне Украины этот курс начал меняться. Возможно, вначале эта равноудаленность была в силу различных причин, например, неприятия Москвой нового руководства страны или его неопытностью.
Второе, относительное позитивное, это попытки реконструкции каких-то элементов госуправления, внедрения новых подходов. Например, изменение структуры президентской администрации. Но все эти изменения скоро сошли на нет и за ними мало что последовало.
Эти обрывочные успехи, не подкрепленные общей стратегией и планом действий, могут охарактеризовать стиль управления Садыра Жапарова.
Например, в прошлом году президент поехал на экологический саммит в Глазго. Вроде бы это был достаточно серьезный шаг. Эту площадку можно было бы использовать более эффективно, потому что международные партнеры достаточно позитивно это восприняли, и может, были готовы к более эффективному взаимодействию. Но все это свелось к тому, что наш президент просто в кулуарах фотографировался со знаменитостями, и эти фото выкладывались в соцсети. А сейчас правительство заявляет, что у нас есть экологические проекты в обмен на списание долгов. Но возвращаться к серьезным проблемам таким образом – тоже обрывочное решение.
То есть позитивных моментов было немного, и в основном они были спорадические, не вписывающиеся в общую систему. Негативных моментов за эти два года больше, и они существеннее. Самое негативное – была перекроена система госуправления, которая выстроила вертикаль власти. Были обещания сформировать один центр ответственности. Сейчас центр есть, а ответственности, подотчетности мы не видим.
Это серьезный минус.
В связи с изменением Конституции начали менять целые пакеты законов. Многие определенные достижения, которые нарабатывались годами, десятилетиями, были отмотаны назад. Например, развитие местного самоуправления. То есть эта конституционная реформа достаточно серьезно подорвала некоторые достижения, многие из которых делались при нескольких президентах.
Второе, что вызывает тревогу – это внедрение в систему управления неформальных элементов. Например, непонятно, как финансируются проекты, которые должны финансировать государство: за чей счет провели ремонт в здании МВД, за чей счет приобретают авто главе ГКНБ и так далее.
Много таких неформальных структур с теневыми финансовыми потоками были встроены в систему государственного управления за последние два года.
Понятно, что всегда были такие серые схемы, но такого уровня легитимности не достигало. Это очень плохое явление для госуправления.
И при предыдущих президентах власть не всегда хорошо относилась к гражданскому обществу, независимым медиа, было давление, но за последние два года оно усугубилось. Мы наблюдаем, что все больше решений принимаются в закрытом режиме, закрепляются различные рычаги давления.
При таком подходе это может привести к формированию более активной оппозиции.
Уровень недовольства граждан при такой социально-экономической обстановке будет расти, и по идее это должно привести к повышению ответственности властей, к большей работе над благосостоянием народа. Но более вероятен вариант все большего закручивания гаек, чтобы отодвигать проблемы и распихивать по углам всех недовольных.