В Кыргызской Республике запрещено создавать партии на религиозной основе и на выборы идёт конкретный человек в составе политической партии. А стремление к власти в рамках закона мусульманина или какого-либо религиозного сообщества не считается преступлением
От читателей пришло несколько отзывов на первую статью серии статей об участии религиозных жамаатов в парламентских выборах 2020 года. В некоторых из них сказано о том, что статья выставила мусульманские общины в негативном свете.
Этого в статье нет, там говориться о людях или партиях, которые используют религиозную риторику в предвыборных целях, выигрывают выборы, а затем подавляют оппозицию и альтернативное мнение.
Некоторые читатели высказались о том, что из-за мусульманина, относящегося к тому или иному жамаату, люди, прочитавшие статью, обвинят в стремлении к власти то или иное сообщество мусульман. Но мы знаем, что в Кыргызской Республике запрещено создавать партии на религиозной основе и на выборы идёт конкретный человек в составе политической партии. А стремление к власти в рамках закона мусульманина или какого-либо религиозного сообщества не считается преступлением.
Наша цель – подготовка электората, религиозных сообществ и мусульман к наступающей новой реальности, а также к соблюдению законности во время предвыборной кампании и в последующей политической деятельности.
Таблиги жамаат
Как и представитель любого другого мусульманского сообщества сторонник Таблиги жамаата вынужден частично скрывать свою религиозную идентичность.
Политический истеблишмент Кыргызской Республики, переживший 70 лет воинствующего атеизма и до сих пор ведомый российской политической номенклатурой, считает Таблиги жамаат экстремисткой организацией.
Несмотря на то, что представители этого сообщества возглавляют большинство мечетей в КР и занимают ведущие, почти монопольные позиции в Духовном управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК), они предпочитают называть себя не таблиговцами, а дааватчиками.
Как жамаат сформировавшийся в относительно демократической среде (Индия, Пакистан, Бангладеш) дааватчики довольно транспарентны и ни от кого не скрывают свою общественную деятельность.
Дааватчики самый организованный жамаат в республике. По степени представительства они могут дать фору любой сильнейшей политической партии в нашей стране. В любой мало-мальски функционирующей мечети или намазкане (от одного до двух-трёх в каждом селе или городском микрорайоне) можно увидеть их активных представителей.
В каждой такой «ячейке» сообщества ведётся отчётность по журналу собраний данной мечети или намазканы, собраний вышестоящей машвары (совет) и таблица участия мужчин и женщин жамаата в жизни данного местного сообщества.
Главной причиной устойчивости сообщества дааватчиков является регулярный совет (машвара) на первичном и региональном уровнях. Решение которой поэтапно реализуется.
Главным показателем исполнения решений машвары выступают участие в деятельности сообщества ежедневно, ежемесячно и ежегодно.
Для непосредственного участия в политической жизни страны руководство Таблиги жамаата в Кыргызской Республике было вынуждено поэтапно отказаться от некоторых основополагающих принципов материнского сообщества.
О проблемах, порождённой этой трансформацией и издержках заорганизованности данного жамаата речь пойдёт в следующей статье.