Материалы на русском

Хотите стать харизматичным?

22 ноября 2017 г. 17:25 741

Что общего между Билом Клинтоном, Стивом Джобсом и Тони Блэром? Нравятся они вам или нет, но у них была одна черта, выделявшая их из толпы – особая харизма. Нам известно, что харизматичные лидеры могут вдохновить своих последователей на верность и усердную работу. Существуют ли разные проявления или версии харизматичности?

В то время как обычно обаятельные люди всегда вызывают симпатию к себе, харизматичные не обязательно.

Исследователи выявили, что харизма включает общение через передачу (вербально или в письменной форме) информации, в которой использованы сильные метафоры и анекдоты, экпрессии и язык тела, успешно передающие эмоции, и поддерживающие ваше послание, в то же время показывая уверенность среди других ваших черт.

Обаятельность обычно включает поддержание зрительного контакта с человеком, с которым вы общаетесь и улыбчивость, расположение вашего собеседниа к разговору о нем самом, личные вопросы и выражение эмпатических высказываний. В то время как харизматичные лидеры не обязательно должны напрямую общаться с теми, на кого оказывают влияние, они это могут делать и на расстоянии. Таким образом, если обаятельные люди всегда вызывают симпатию, харизматичные не обязательно.

“Вы можете быть харизматичным, и не обязательно нравится всем,” говорит Оливия Фокс Кейбан, известный коуч и автор книги “Миф о харизме”. Она приводит пример Стива Джобса, которого некоторые его работники терпеть не могли, но тем не менее считали его весьма харизматичной личностью.

Стив Джобс в 2010 использовал множество разных вербальных сигналов и жестов необходимых для воодушевления своих последователей (Фото: Getty Images)

Фокс Кейбан выявила несколько типов харизмы. Среди них:

  • трудноприобретаемый тип, это так называемая харизма “звездная сила”. Известной обладательницей этой харизмы была Мерилин Монро, которая любила позировать перед камерой.
  • Второй тип, это так называемая “фокус харизма”, которая включает активное слушание.
  • Третип тип, “харизма доброты”, которой обладает Далай Лама. Такой тип харизмы может быть приобретен в ходе практики.

Эффект харизмы

Выяснилось, что есть множество количественных выгод в использование харизматичного поведения.

Например, когда ценности, которые продвигает лидер, соотносятся с ценностями людей, в которых он пытается их убедить. Тут происходит эффект харизмы. “ Люди начинают все больше соотносить свои ценности с ценностями этого лидера, стараются больше походить на этого человека, все больше следуют за этим лидером” , говорит Джон Антонакис, профессор организационной поведенческой науки Лазанского университета Швейцарии.

“Вот пример. Независимо от того, насколько вы привлекательны, если вы более харизматичны в коротком видео клипе, конкурирующем за финансирование венчурного капитала, вы, скорее всего, получите поддержку”, - говорит профессор Антонакис.

В 2015 году профессор Антонакис со своими коллегами провел исследование, в котором выявил, что работники фандрайзинговой кампании увеличили свой результат на 17% после того как клиенты просмотрели заранее записанный мотивационный видеоролик их компании с участием харизматичной личности.

Для людей, которые выступают на TED площадках, профессор советует, для увеличение просмотров выступления, вам необходимо развоваривать в более харизматичной манере.

Бывший президент США Билл Клинтон и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, 1997 (Фото: Getty Images)

Харизма может даже увеличить желание людей сотрудничать с вами. Профессор Антонакис провел эксперимент, в котором участникам показали видео актера, который пытался в харизматичной манере убедить их помочь ему в одной финансовой игре. Участники не только поддержали его, но и были более склонны вложить свои усилия для вклада в коллективную выгоду нежели в собственную выгоду. Таким образом харизма не только может помочь вам повлиять на выбор человека, но и даже повлиять на убеждения людей считает профессор Антонакис.

Харизматичный лидер в своей деятельности показывает своим сотрудникам, что он обладает высоким потенциалом по генерации идей, честен, не боится взять на себя все риски организации. Вспомним, испольнительных директоров таких как Марк Цукерберг, который получает 1 доллар заработной платы, или Илон Маск, который никогда не соглашался получать зарплату от своей компании Тесла.

Почему происходит такой эффект? Почему они себя так ведут? Исследование 2016 года предполагает, что это происходит по причине доверия. Таким лидерам больше доверяют сотрудники, которым такие лидеры всегда готовы помочь. Такие лидеры больше заботятся о будущем компании, и вкладывают больше чем они должны по трудовому контракту. Это в свою очередь увеличивает обратно доверие сотрудников и лидеры будут делать все возможное, чтобы оправдать такое доверие.

Можно ли натренировать себя на харизматичность?

Для тех, кто хочет приобрести харизматичность, скажем, что харизма это не что-то магическое или данное природой как может показаться на первый взгляд.

Харизма в основном лежит в словах, которые мы используем и в том, как мы их выстраиваем в своей речи. Например, профессор Антонакис в одном из своих исследований, научил менеджеров среднего звена одной немецкой компании и студентов MBA быть воспринятыми более харизматичными использую так называемую тактику харизмы лидера.

Вспомним другую известную харизматичную личность, как Маргарет Тэтчер. Ее выступления были всегда полны разных метафор, реторических вопросов, историй, контрастов, перечислений и ссылок на амбициозные цели.

Это несколько из известных вербальных тактик. Харизматичный спикер должен демонстрировать моральные убеждения, делиться своими сентиментами с аудиторией на которую они нацелены, ставить для себя высокие ожидания от слушателей, и выражать всем своим естеством уверенность. Менеджеры, обученные такой тактике были признаны как более компетентные, более надежные и более умелые в оказании влияния на других.

Быший премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер (Credit: Getty Images)

“Маргарет Тэтчер была необычайно харизматична, благодаря своей красноречивости и использованию тактик харизмы”, - говорит профессор Антонакис. Анализ ее речи в качестве премьер-министра на конференции Консервативной партии в 1980 году, наглядно показывает как она умело использовала многие из этих известных вербальных тактик.

“В сравнении с Биллом Клинтоном, Хиллари Клинтон в гонке на президенство США показалась холодной, она не представляла имидж теплой, народной кандидатуры, каким старался показаться ее муж”, - говорит профессор Антонакис.

Но не только важно обращать внимание на то, как используешь слова. Язык тела, жесты, выражение лица и тон голоса содействуют эмоциональной сигнализации, они должны также соответствовать тому посылу, который вы хотите передать людям. “Вам нужно передать соответствующую эмоцию к тому, что вы говорите. Вы должны выглядеть достойным доверия, чтобы люди поверили вам ”,- говорит профессор Антонакис.

Скорее всего, это один из факторов, которые делают Хиллари Клинтон менее харизматичной нежели ее муж Билл Клинтон. Она добавляет жесты и выражения лица и тон голоса, которые не соответствуют ее словам, что делает ее “звучащей по сценарию”.

Авторитарная харизма будет полезной в случае, когда, например, горит дом и вам нужно срочно всех эвакуировать. Там вы не думаете, как на ваши приказы среагируют люди “понравится это им или нет?”.

Фокс Кейбан, которая занимается обучением топ менеджеров харизматичности, особенно в случаях когда они должны дать интервью или напрямую общаться с людьми, говорит, что штрих, который менеджер добавит в своем выступлении будет зависеть от типа харизмы, который он хочет показать.

По поводу авторитарной харизмы она говорит, что ее можно улучшить через укреплении уверенности в себе. Она часто отправляет своих учеников на курсы по боевому искусству, отмечая положительное влияние таких курсов на развитие уверенности, ссылаясь на результаты исследования Эмми Кади “Позы влияния”. Например по мнению Эмми Кади, если вы займете позу “большой гориллы, угрожающей занять всю территорию” она может сыграть вам дополнительный плюс.

Илон Маск, основатель компании Тесла (Фото: Getty Images)

Фокс Кейбан описывает Стива Джобса как типичный пример того, кто в ходе своей карьеры обучился так называемой “харизме дальновидного стратега”.Она исследовала его речи на протяжении нескольких лет, прежде чем пришла к такому выводу.

“В его первой презентации, сделанной в 1984 году, вы можете проследить простоту его речи”,- говорит Кейбан. “Он зависит от продукта, который продает. Он не выражает авторитет, влияние, ясность или теплоту. Но что мы видим в течение нескольких лет в начале 2000 годов, это то,что Стив набирает элементы харизмы. Во первых, он выражает уже сосредоточенность, он смотрит на свою аудиторию, фокусируется на них, нежели на самом продукте. Во вторых, он уже обучился авторитарному поведению, во время выступления, занимая всю сцену и изменяя тон голоса.

Существуют еще другие проверенные способы, которые известные личности используют для увеличения своей харизмы.

Исследователи также выяснили, что часто люди склонны романтизировать людей, ушедших из жизни, приписывая им характеристики харизматичной личности.

Тиффани Вен, Английская служба Би-Би-Си