Материалы на русском

Шариат и правовые основы защиты человеческих ценностей во время вооружённых конфликтов

22 ноября 2017 г. 11:26 949


Марс Ибраев, ректор Кыргызского исламского университета

Не секрет, что в истории человечества, как не странно, подавляющее большинство конфликтов начинались, проходили и завершались с именем Бога. В этом смысле примечательно первоначальное значение слова “атеист” – безбожник. В истории христианства и приверженцы Иисуса Христа, и их противники называли друг друга атеистами. То есть люди одной культуры, нации и языка конфликтовали из-за своих религиозных убеждений.

К сожалению, начало XXI века так же ознаменовалось внутри и межконфессиональными конфликтами. В распаде Советского Союза и Югославии, в кровавых событиях на Ближнем Востоке, в противостоянии Украины и России, Индии, Пакистана и Китая, в трагедии мусульман рохинья в Мьянме, везде можно различить оттенки конфессионального неприятия.

Из вышесказанного можно констатировать, что религиозные и идеологические различия имеют потенциал к перерастанию долгосрочных конфликтов. Из-за них конфликтуют брат с братом, сын с отцом, жена с мужем. То есть эти различия могут разорвать самые крепкие узы, которыми люди привязаны друг к другу. Главный вопрос сегодняшнего дня: «Как предотвратить будущие конфликты и минимизировать последствия конфликтов, которые уже существуют?». Мы можем найти правильный путь только тогда, когда по-новому прочтём историю становления и распространения религий, а так же их отношение к вооружённым конфликтам.

Самое интимное из убеждений человека – это его вера во Всевышнего. Вера в Создателя не может быть навязана извне или кем-то насильно внедрена в сердце и разум человека. Если человека принудить к вере, не поясняя словом и делом её принципы, он, безусловно, станет или двуличным, или же фанатиком. Поэтому в Исламе вера человека в Бога делится на подражательную (таклидий) и истинную (тахкикий). Человека, который не освоил или освоил частично постулаты веры во Всевышнего, невозможно удержать от конфликта, даже конфликта с использованием оружия.

Все кровавые войны, с использованием религиозной риторики, велись и ведутся не ради довольства Всевышнего, а для завоевания территорий и богатства других народов. То есть они были инициированы не истинными богословами и верующими, а алчными политиками и обслуживающими их безумные идеи недалёкими религиозными деятелями. Если внимательно изучить историю религий, можно заметить, что истинные богословы и их последователи, которые выступали против провокационной и агрессивной политики, всегда преследовались и дискредитировались подобными политиками и их приспешниками от религии.

Все религии, которые дошли до наших дней, завоёвывали своих истинных, подчёркиваю истинных, а не подражающих адептов исключительно мирным путём. Из научных исторических трудов известно, что самыми успешными, в кавычках, «завоевателями» были миссионеры, путешественники или купцы. Вспомните распространение христианства в Америку и Южную Корею, или Ислама на территории современной Центральной Азии, Индии, Китая, Пакистана, Индонезию и Малайзию.

Пророк Ислама Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) использовал для своей посланнической миссии сезон паломничества в Мекку, когда рынки города были полны торговцев и путешественников. Только на четырнадцатый год из двадцати трёх лет пророчества мусульманам было разрешено Всевышним вооружённая защита себя и своего имущества.

Все военные действия Пророка Мухаммада преследовали целью защиту мусульман и, заключивших с ними договора о мире и сотрудничестве иудеев, христиан и многобожников, а так же превентивных военных мер для предотвращения или минимизации последствий уже намечающихся вооружённых нападений.

В шариате, то есть в правовых решениях, вынесенных на основе научного анализа Корана и пророческой традиции война классифицируется не как исначальное, то есть она не добро само по себе (хасан ли айнихи), потому что приводит к гибели людей, разрухе и вынужденной миграции. Только из-за того, что она является средством защиты пяти основных ценностей, таких как, вера в Бога, честь, жизнь, потомство и имущество, война рассматривается как добро опосрествованное и вынужденное (хасан ли гайрихи).

В Исламе противоположной стороной вооружённого конфликта считается тот, кто поднял оружие на мусульман. То есть не представитель другой религии или многобожник, а тот, кто угрожает ценностям, которые защищает Ислам. Так же религия обязывает мусульман ценой своей жизни и имущества защищать представителей других религий, многобожников или неверующих, заключивших с ними договора.

По правовым требованиям Ислама, чтобы человек считался врагом, он должен обладать воинственным боевым признаком именно в зоне конфликта. Люди, не обладающие такими признаками, а так же старики, женщины, дети неприкосновенны. Особо оговаривается неприкосновенность обслуживающего и санитарного персонала, а так же служителей культа даже на поле битвы. Последних нельзя даже отлучать от мест их культового служения.

Неприкосновенность распространяется и на людей, которые обладают воинственным боевым признаком на поле боя, но не приносят практического вреда. Такие воины берутся в плен. Священный Коран говорит об обмене, выкупе или безвозмездном освобождении пленных. Практика Посланника Аллаха и его сподвижников показывает, что мусульмане, испытывая крайнюю нужду, кормили и поили пленников, хорошо относились к ним, несмотря на веру, какую те исповедовали. Пророк Ислама запретил, плохо говорить о врагах, проклинать их, издеваться над телами убитых на поле боя.

Примечательно то, что за десятилетний срок, когда Ислам распространился на весь Аравийский полуостров, населённый воинственными племенами кочевников, погибли всего около четырёхсот человек. 150 мусульман и 250 их противников.

Всем известно, что за две мировые войны, навязанные человечеству, придуманными людьми и распространёнными с помощью авторитарных или монопольных средств массовой информации идеологии вроде коммунизма, капитализма или фашизма, погибло около 90 миллиона человек. Сегодня эти идеологии, уступают в умах и сердцах людей законное место божественным религиям. Пора, наконец, понять, что не религии были тормозом свободы и прогресса человечества, а безответственные политики и их бессовестные приспешники от религии, которые искажали божественные принципы в угоду политической конъюнктуре.

Пришло время человечеству вспомнить истоки и цели своего создания и незыблемых правил, по которым должен жить человек. В Священном Коране Всевышний говорит: «Мы создали людей от одного отца и матери и разделили их на племена и народы, чтобы они познавали друг друга». Самым интересным созданием и венцом всего созданного является человек, и он имеет право на жизнь, а не смерть. Никто не имеет права без следствия и суда, одобренного Создателем, покушаться на жизнь человека.

Учёные Ислама в XX веке определили три основные проблемы, которые будут негативно влиять на развитие мусульман. Это неграмотность, бедность и неприятие других. Богословы определили пути преодоления этих проблем. Неграмотность надо преодолевать совместным преподаванием религиозных, гуманитарных и технических дисциплин. Бедность, применением современных технологий долгосрочного экономического развития. Неприятие другого мнения привитием толерантности и развитием диалога между людьми.

Мы все свидетели того, что ни один этнический или конфессиональный конфликт невозможно погасить ограничившись лишь воздействием извне. Только совместные, согласованные действия международного сообщества, местных официальных и религиозных деятелей могут дать долгосрочный результат. Кыргызстан, к сожалению, на себе испытал горечь межэтнического конфликта. И с помощью насыщенных консультаций местной администрации с мировыми игроками и приграничными государствами, а так же при активном содействии религиозных авторитетов наша страна смогла в короткий промежуток времени погасить и нейтрализовать межэтническую напряжённость. Поэтому перед учёным исламским сообществом Кыргызстана и активными мусульманами нашей страны стоит трудная, но благородная задача содействия в предотвращении конфликтов, а так же минимизации последствий конфликтов, которые уже существуют.